Илья Пономарев: На Западе для всех очевидно, что приказ на убийство Немцова отдавал лично Путин

02.03.2015 г., 10:00

Катерина Пешко, oбозреватель «Главкома»

 

Борис Немцов был другом Украины и оппозиционером в родной стране, в которой теперь мыслить иначе опасно. Смертельно опасно. Он был убит вечером 27 февраля несколькими выстрелами в спину на Большом Каменном мосту напротив Кремля. Как раз накануне запланированного на 1 марта антикризисного марша «Весна», одним из организаторов которого являлся. Марш в итоге прошел. Однако посвящен был уже памяти оппозиционного политика.

«Открыта новая страница гражданского противостояния в России. Кровавая...», - написал у себя в Фейсбуке после сообщения о смерти Немцова другой российский оппозиционер Илья Пономарев. Единственный депутат Госдумы, который в марте прошлого года проголосовал против аннексии Крыма. После смерти Немцова он получил многочисленные угрозы: «Ты следующий». Политик не воспринял их всерьез, однако уверен: угроза жизни другим оппозиционерам, продолжающим бороться с режимом Путина в России, есть.

Сегодня Пономарев не может вернуться домой и большую часть времени проводит в США, где, в том числе, помогает объединению российских политэмигрантов. Он заверяет, что пока следственный комитет РФ озвучивает разнообразные версии убийства Немцова, на Западе уже вынесли приговор российской власти.

 

По мнению экспертов Следственного комитета России, убийство Нецова – это либо провокация для дестабилизации политической обстановки, либо исламско-экстремистский след, либо же проделки украинских спецслужб. Также СК РФ не исключает связь преступления с коммерческой деятельностью Немцова, личной неприязнью и другими бытовыми мотивами. Вы сформировали свое мнение по поводу того, кому наиболее выгодна смерть российского оппозиционера?

Практически ни одна из этих версий, на мой взгляд, не является самой вероятной.

Конечно, я считаю, что нельзя полностью исключать вариант, что это могли быть какие-то группы из выпестанной Россией «Новороссии», которая преследует свои интересы. Как бы загнать Путина в угол. Мол, ты можешь быть только с нами: либо Новороссия, либо Гаага – такой выбор. Но все-таки этот вариант я оцениваю не как основной.

Более вероятным является конструирование российскими спецслужбами аналога «дела Кирова», то есть создание повода для разгрома оппозиции и начала кампании насилия внутри России. Не Путиным лично, а одной из силовых групп влияния, которая резко усилилась в последнее время, и хочет его окончательно подчинить себе. Вслед за крокодильими слезами «соболезнований» развернутся поиски убийц, и их скоро «найдут». Скорее всего, в среде оппозиционного движения; либо могут обвинить украинские спецслужбы, благо украинская девушка была рядом.

Открытый характер убийства; оставленный в живых свидетель; полная выпущенная обойма; отсутствие полиции там, где она находится всегда; да и сам выбор места напротив Кремля вместо подворотни дома, где жил Борис – все это указывает на ощущение безнаказанности у исполнителя, на связь его с силовыми структурами.

На Немцова просто, так сказать, пал жребий, или он все-таки был слишком неудобен российской власти? Для него, в принципе, нормальным делом было загреметь в изолятор на пятнадцать суток за «выкрикивание антиправительственных лозунгов». Но кроме того, он упорно «копал». Достаточно вспомнить ряд его докладов о коррупции во властной верхушке...

Не совсем могу с этим согласиться. Борис был человеком очень честным, убежденным, ярким. Но надо учитывать его траекторию в 90-е годы во власти, которые его очень близко связали с Ельциным, крайне непопулярным теперь в России. Это лишало Бориса каких-то самостоятельных политических перспектив. И политтехнологическое крыло власти это очень хорошо понимало. Поэтому Немцова все время использовали как раз для противопоставления оппозиции широким массам. Мол, вот смотрите, есть выбор: либо Путин, либо Немцов и Собчак. И люди говорили: свят-свят-свят, пусть уж Путин остается.

То есть Немцов в последнее время с PR точки зрения российской властью активно использовался в ее собственных интересах. В этом смысле расследования Навального носили более болезненный характер, потому что исходили от фигуры менее скомпрометированной.

Это, в общем-то, достаточно большая разница с точки зрения восприятия людьми.

Можно ли говорить о том, что есть какая-то угроза для остальных оппозиционеров, которые сегодня продолжают жить и бороться с режимом в Москве?

Она всегда была, есть и остается.

Вам угрозы поступали? Поступают непрерывно. После убийства Немцова у меня весь ящик забит письмами. В половине из них: «Мы за тебя боимся». В другой: «Ты следующий, сука». Но воспринимать это серьезно невозможно. Такие угрозы поступают постоянно. Как тут можно разобрать, что настоящая угроза, а что пишут очередные тролли?

Сказать, что я удивлен тем, что в России произошло политическое убийство, к сожалению, не могу. Я, скорее, удивлен выбором жертвы. Но самим фактом не удивлен совершенно.

А выбором времени - накануне запланированного на 1 марта антикризисного марша «Весна», одним из организаторов которого являлся Немцов?

Это вполне естественный момент. Говорить, конечно, что целью тут было сорвать марш нельзя. Ни у одного человека не может быть мысли, что таким образом марш можно сорвать. Таким образом марш можно только резко радикализировать! Но я считаю, что это убийство конструировалось специально для того, чтобы показать его политический характер, чтобы наглядно показать это Западу, максимально заострить политический градус. И, конечно, то, что это произошло перед 1 марта, – не случайно.

У Путина, как и после трагедии с малазийским самолетом, теперь положение сложное. Он что угодно должен делать, но найти и продемонстрировать организатора убийства. Президент не может спустить это на тормозах. Он должен, причем в краткие сроки, за одну-две недели, «назначить» убийц. Деваться некуда: чем выше градус возмущения в мире – тем быстрее он должен это сделать. И тем жестче, соответственно, должна быть с ними расправа. Абсолютно логично будет возложить ответственность либо на оппозицию, либо на Украину, и предъявить «доказательства» миру, благо их фальсифицировать наши спецслужбы научились еще во время взорванных якобы «чеченцами» в 1999-м домов. В первом случае нас ждет новый 1937-й год, во втором – эскалация войны. А бенефициарами будут как раз те, кто решился на это убийство.

Об электоральных рисках Путин тут уже не думает?

Если бы рассматривалось воздействие на простых избирателей, была бы выбрана другая фигура жертвы. Это выстрел в сторону элит, а не в сторону избирателя. Но общество заплатит за него большой кровью.

На элиты убийство Немцова произвело колоссальный эффект. Все же знали Немцова лично. Он был и первым вице-премьером, со всеми общался, со многими находился в приятельских отношениях. Это мощнейшее воздействие, особенно как акция устрашения лояльных Путину «системных либералов». Я почему и провел аналогию с делом Кирова.

Еще больший эффект это убийство произвело на Западе. Там уже вынесли приговор …

Кому?

У всех там нет никаких сомнений, что это сделала путинская власть. Собственно, на это, на мой взгляд, и был весь расчет.

На Западе практически нет людей у власти, которые к Немцову относились бы негативно. Никого же не интересует, какие конкретно взгляды человек продвигал с точки зрения внутренней политики в России. Зато все знают Бориса как бескомпромиссного бойца, убежденного человека, противника режима. И потому для всех абсолютно очевидно, что это убийство, приказ которого отдавал лично Путин – тот, с кем он боролся. И кто бы ни был изначально архитектором этого убийства, явно именно на такую реакцию и был расчет.

Какую роль Немцов играл в протестном движении в России?

Он участвовал во всех акциях оппозиции. Его роль тут безусловно была очень значительной - как организатора и как «мотора». Он очень сильно влиял на все оппозиционные конструкции.

Что с его смертью на этом поле изменится? По одной из озвученных версий на официальном уровне в РФ, его убийством кто-то пытается дестабилизировать, раскачать ситуацию в стране.

Нет. Собственно, я думаю, что это могла сделать власть именно потому, что фигурой Немцова раскачать широкие массы россиян нельзя. Это может дополнительно радикализировать тех, кто уже участвует в протестах, безусловно. Но каких-то новых сторонников в оппозицию привлечь не удастся, это маловероятно.