Почему Украина - не Россия

Как-то давно, просматривая страницы сайта «Проза.ру», наткнулся я на записные книжки крокодильского фельетониста, Александра Моралевича, ныне покойного. Запомнилась одна запись. Папа читает маленькому сыну историю про луковку Чипполино, как злой синьор Помидор, со своими прислужниками, Лимончиками, издевался над Чипполино и его друзьями: Грушей, Горохом, Редиской… И маленький мальчик, глотая слезы сжимает свои кулачки и гневно спрашивает папу: «Почему же они не бунтуют, почему не сопротивляются?» На что папа отвечает с грустной улыбкой: «Они же овощи, сынок».

Овощи… Помните, с чего начался украинский Майдан? В марте 2012 года, в Николаеве, группа мальчиков-мажоров изнасиловали и сожгли живьем девушку, Оксану Макар. Власти попытались инцидент замять, но как сразу же всколыхнулась Украина! Народ потребовал, чтобы мажоры были наказаны, и они таки были арестованы.

В той же Николаевской области менты изнасиловали и попытались убить женщину. И снова попытка замять, спустит дело на тормозах. И снова народный гнев выплеснулся на улицы.

Конечно, к Майдану привели другие, более глубокие и непримиримые противоречия между властью и народом, но и эти два эпизода были теми каплями, которые переполнили чашу терпения народа.

А теперь вспомним аналогичные преступления в России. Кондопога. Двое чеченцев резали русских, и весь тридцативосьмитысячный город сидел и трясся по своим котухам. А когда чеченцы, насытившись кровью, уехали, вот тут и выплеснулся народный гнев. И начали люди громить пустые ларьки и палатки на рынке.

Город Пугачев. И снова чеченцы хладнокровно зарезали местного парня, бывшего десантника. И что? Тоже выплеснулся гнев народный – перекрыли трассу. То есть, вместо того, чтобы гнать озверевших от безнаказанности кавказцев, перекрыли дорогу совершенно невиновным людам, таким, как я, как вы, как он, она, оне.

Это я привел резонансные преступления, когда гибель человека вызвала хоть какое-то возмущение в обществе. А сколько их, безвестных, сгинувших на просторах великой, поднявшейся с колен России! Сколько изнасилованных, убитых, сожженных заживо! А сколько их сидит, безвинных, даже и пожизненно! А приговор убийце – три года условно с отсрочкой приговора на четырнадцать лет? А шесть лет условно начильнику-педофилу? А Сердюков? А Васильева?

Вот, характерный пример. Убили Бориса Немцова. Фигура знаковая, известная, преступление шокировало не только Россию – весь мир. Тем более, что убийство совершено буквально под окнами Кремля. И что же?.. И всколыхнулась страна, и выплеснулось на улицы народное недовольство, народный гнев?

Вы знаете – нет! Даже оппозиция, одним из лидеров которой был Немцов, униженно попросила – попросила! – власти разрешить шествие в память об убитом. И власть милостиво снизошла, позволила. И шествие состоялось. Мирное, незлобливое, пришибленное. Прошли тихо, и так же тихо и разошлись, в полном соответствии с царящей в России доктриной для плебса: «Входи тихо, проси мало, уходи быстро». Никто не возмущался, никто ничего не требовал, никто ни к чему не призывал. И только потом, в Фейсбуке, громко гордились собой. А казалось бы!.. На улицы вышли более ста тысяч человек. Какой Кремль устоит перед этим? Какое МВД?.. Увы!

Вот и ответ: почему Украина – не Россия. В Украине народ возмутился убийством никому не известной Осканы Макар. Россия молча проглотила убийство известного политика и оппозиционера, Немцова. Потому что в Украине народ, а в России – овощи.

Помните «Шарли эбдо»? Вся Франция вышла с плакатами: «Я – Шарли эбдо». В Росси никто не повесил на грудь плакат: «Я – Борис Немцов». Овощи!