Экономический советник Лукашенко Кирилл Рудый об экономистах и практиках

В экономике может разобраться каждый. Главное "практика" — понимание производства и бизнеса. Тогда, если есть "практики", зачем нужны экономисты? 

Экономика — сложнейшая наука. Она учитывает всю доступную информацию, не только технологию и бизнес–процесс, но и социологию, психологию, культурологию и иные сферы. Можно наладить четкую работу ядерного реактора, точно рассчитать запуск и время полета космического корабля. Но мало кому удавалось обеспечить долгосрочный рост и развитие экономики или предсказать экономический кризис. 

Главная слабость многих экономистов в том, что они часто ограничиваются в своих исследованиях и прогнозах рациональным поведением человека. Делается допущение, что человек рационален: подвержен разумным эмоциям, объективно оценивает риски, соблюдает экономические законы, адекватно реагирует на цены, качество товара, делает взвешенные выводы, последователен в своем поведении. Рациональный человек всегда думает и ведет себя осознанно, поэтому его поведение легко прогнозировать. 

Но думать — это тяжелый труд. Доказано, что человек тратит больше энергии при умственных нагрузках, чем при физических. А поскольку думать сложно, то чаще всего человек не думает, а действует импульсивно, на эмоциях, то есть нерационально. 

Нерациональный человек все делает быстро, не задумываясь, следуя стереотипам, которые сложились из его личного опыта. Прогнозировать поведение нерационального человека сложно, но возможно. Этим занимаются экономисты из так называемой сферы "нейроэкономики", которая стоит на стыке экономики с психологией и изучением поведения человека. 

Между "практиками" и экономистами есть ряд отличий. 

Во-первых, "практики"–технологи, бизнесмены ограничены узкой специализацией, личным опытом.

В отличие от экономиста им не хватает кругозора, абстракции, отрыва от реальности для охвата всей широты экономики, прогрессивного мирового опыта. Здесь справедлив известный экономический тезис: "...Если здравый смысл и экономика вступают в противоречие, то неверным оказывается здравый смысл".

Во-вторых, "практик" — нерационален. Он хорош в деталях, в рамках конкретной ситуации и экономической системы, находит ее изъяны и добивается успеха. В свою очередь, экономист пытается улучшить саму систему, сделать ее более рациональной. Другими словами, "практик" делает то, что можно, экономист — что нужно. 

Знакомьтесь - анти прокопович и антитур в одном лице

В-третьих, экономистом движет общественная идея, "практиком" — частный интерес. Именно поэтому экономисты часто обобщенно выражаются, пытаясь сформулировать всеохватывающую мысль, "практики" — конкретны, точны и понятны. Экономисты могут заблуждаться, быть в плену теории, мировоззрения, временного периода, но они искренни в своих убеждениях, что и не освобождает их от ответственности. В свою очередь, "практики" так или иначе преследуют, может, не личный, но всегда частный интерес в ущерб другому частному или еще хуже — общественному. 

Таким образом, "практики" и экономисты дополняют друг друга. "Практики" нужны, чтобы экономика росла, экономисты — чтобы она развивалась.