Если армяне найдут в себе мужество...
Отечественный эксперт сомневается в том, что армяне помянут погибших в сбитом ими же самолете азербайджанских спасателей
"Если армяне цивилизованные люди, то они обязаны указать имена тех граждан Азербайджана, которые летели в Спитак и Ленинакан для оказания помощи, а вместо этого погибли в "авиакатастрофе" 10 декабря 1988 года. Выжил всего один человек. Я очень хочу, чтобы этот памятник был установлен в Спитаке. Это еще одна возможность для нас, чтобы высказаться на эту тему.
Если армяне здравомыслящие люди, то они обязаны на этом памятнике упомянуть и наших граждан. Кроме того, в то время в Армении, в рядах Советской армии служили наши офицеры, выходцы из Азербайджана. Они выполняли там свой долг.
К сожалению, они там подвергались различной форме давления и чудом спасли свою жизнь, убежав из Армении. Несмотря на то, что они там находились в составе советских войск, тем не менее, отношение к ним со стороны армян оставляло желать лучшего. Так что давайте подождем и посмотрим, упомянут ли они наших граждан?
Я сомневаюсь в том, что армяне найдут в себе мужество, упомянут и воздадут им дань уважения", - сообщил echo.az. независимый военный эксперт Узеир Джафаров, комментируя сообщение о том, что в армянском городе Спитаке будет установлен памятник советскому солдату с ребенком на руках в память о разрушительном землетрясении 1988 года.
Церемония открытия монумента состоится 7 декабря 2015 года, сообщили "Известиям" в Российском военно-историческом обществе (РВИО). Эскизный проект будущего памятника создан скульптором Эльдаром Юсуповым и архитекторами Вадимом Фроловым и Софьей Шленкиной. На фоне разрушений, вызванных землетрясением, изображен солдат, спасающий ребенка.
7 декабря 1988 года в Армении произошло катастрофическое землетрясение, в результате которого до основания были разрушены город Спитак и 58 сел, частично разрушены города Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор). По официальным данным, погибло 26,5 тыс. человек, 19 тыс. стали инвалидами, более 500 тыс. остались без крова. В восстановительных работах принимали участие все союзные республики СССР. Особую роль в ликвидации последствий землетрясения сыграла Советская армия. Памятник будет создан за счет пожертвований.
Напомним, что одним из тех, кто принял участие в устранении последствий землетрясения в Армении, был ныне покойный заслуженный строитель Азербайджана Эмиль Ахундов. "Безусловно, дымок будущего пожара, разгоревшегося в Нагорном Карабахе по вине армянских националистов, был виден уже тогда. Скажу больше - эти националисты не давали забывать о себе никогда, даже в самые, казалось бы, благополучные годы существования Азербайджана и Армении в составе СССР.
Довольно часто имели место случаи нападения на азербайджанские села в Армении, были случаи принудительного выдворения азербайджанцев с земель, на которых они жили веками.
Были сообщения о случаях кровопролития в Карабахе между азербайджанцами и армянами", - вспоминал он позднее в интервью 1news.az. По его словам, 9 декабря 1988 года по решению Политбюро ЦК КПСС в Армении был создан оперативный штаб по ликвидации последствий землетрясения. А через три дня в Ленинакан для ознакомления с ситуацией выехал министр промышленного строительства Азербайджана Аждар Алиев.
После того как он вернулся из Армении, решением ЦК Компартии Азербайджана был создан строительный отряд для ликвидации последствий землетрясения. Начальником этого стройотряда был назначен Э.Ахундов.
"В составе нашей делегации было около 200 человек. Сроки для сборов были очень сжатыми - в течение недели отправили в Армению состав из 25 вагонов. В одном из них был штаб, в котором мы спали, в другом - столовая, в третьем мы хранили запасы - крупы, масло, консервы, в четвертом - одежду и обмундирование. В остальных вагонах находилось оборудование: экскаваторы, бульдозеры, краны.
Одним словом, советский Азербайджан оказал тогда всестороннюю и большую помощь советской Армении.
Но я глубоко убежден в том, что не будь между нашими странами неразрешенного армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, независимый Азербайджан первым оказал бы помощь независимой Армении, если бы там произошло очередное бедствие. Мы так воспитаны, мы всегда готовы прийти на помощь соседу, на помощь тому, кто в ней нуждается".
В суровом декабре 1988 года сумгайытец Вагиф Ахмедов спас из-под развалин в Ленинакане двух малолетних армянских девочек вместе с их матерью и тут же получил за это... "благодарность" - как только передал их из рук в руки, его ударили по голове тяжелым предметом (1news.az).
Инженера-механика из Сумгайытского завода компрессоров Вагифа Ахмедова вместе с другими офицерами запаса по указанию тогдашнего партийного "главы" Азербайджана А.Везирова направили в Ленинакан уже на следующий день после землетрясения - 8 декабря 1988 года. 9 декабря в 10 утра группа уже была в Ленинакане. Но оказалось, что там их никто и не ждал - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В отряде, командование которым временно поручили Вагифу Ахмедову, было около 80 человек. Нужно было не только наладить работу, быт, но и... организовать охрану своих людей. Не раз армяне пытались навредить им, а под покровом ночи предпринимались даже попытки полного уничтожения людей, прибывших из Азербайджана с благородной миссией. И лишь благодаря бдительности Вагифа, его предусмотрительности и железному характеру жизнь членов азербайджанского отряда была сохранена.
На следующий день к команде В.Ахмедова должен был присоединиться еще один отряд из Баку, прилетевший на военнотранспортном самолете "Ил-76". Но им даже и приземлиться не было суждено - армянские боевики, проявив чудовищное коварство даже по отношению к тем, кто спешил им на помощь (вот как оперативно и безошибочно, совместно и в полном согласии с руководством Армении работала их разведка - боевики точно знали, что самолет летит из Баку), сбили воздушный лайнер при подлете к Ленинакану, обрекая на гибель 79 молодых людей из Азербайджана. Среди них и был единственный оставшийся тогда в живых тяжелораненый Фахраддин Балаев.
Одна из русских медсестер тайком сообщила, что боевики, узнав, что единственный оставшийся в живых после взрыва самолета азербайджанец лечится в этом госпитале (разумеется, передали это боевикам армянские медики госпиталя), хотят добраться до него и окончательно добить.
Хотя русские врачи старались уверить армян в отсутствии в госпитале азербайджанца, они им не верили и продолжали свое давление на сотрудников госпиталя. К счастью, тогда Вагифу пришла идея - перевести Фахраддина из мужской палаты в женскую, что и было сделано с помощью русского медперсонала госпиталя, о чем дашнаки даже и не догадывались.
На следующий день рано утром тяжелораненый Фахраддин, за сохранение жизни которого с первых минут боролся его земляк, на военном самолете был отправлен на лечение в Москву. А Вагиф через несколько дней, едва подлечившись, вместе со своими товарищами вернулся в Баку (1news.az).
Вскоре после этого был сбит еще и югославский самолет; его армяне "по ошибке" приняли за турецкий. Через год после двух сбитых армянами азербайджанского и югославского самолетов над Ленинаканом Центральное телевидение показало фрагменты открытия в Армении... памятника погибшему малочисленному югославскому экипажу - всего из 7 человек. Их "самоотверженности, интернационализму и гуманизму" было посвящено тогда немало телевизионных и радиопередач, газетных выступлений.
В свое время ЦТ показало даже их похороны. А о гибели экипажа и пассажиров азербайджанского "Ил-76", которых было в 10 раз больше, чем с югославской стороны, центральная власть молчала.
Комментарии
А не очень вдумчивый копипостер перепечатал эту статью.