Сегодня исполнилось 75 лет патриарху отечественного тренерского цеха Владимиру Владимировичу Юрзинову. Нет больше в мире специалиста, который в качестве тренера участвовал в восьми Олимпиадах. В трех из них наша сборная взяла золото, в двух – серебро и однажды – бронзу.
Юрзинов начал работать в сборной в 1974 году помощником Бориса Кулагина на второй суперсерии с канадскими профессионалами, а завершил в 2006-м на Олимпиаде в Турине. Именно под руководством Владимира Владимировича московское «Динамо» в 1990 году прервало гегемонию ЦСКА в чемпионатах страны. После чего взяло золото еще три раза подряд. Бело-голубые стали таким образом последними чемпионами СССР и первыми чемпионами России.
Сколько подготовил Юрзинов выдающихся игроков и отличных тренеров, перечислять бессмысленно. Достаточно сказать, что сейчас во главе 10 клубов КХЛ люди, игравшие у Юрзинова или работашие с ним. А именно - Витолиньш, Кудашов, Билялетдинов, Сумманен, Николишин, Назаров, Юрзинов-младший, Светлов, Крикунов, Титов. Своим учителем называет Владимира Владимировича и наставник сборной Олег Знарок.
-- Владимир Владимирович, оглядываясь назад, что вспоминается прежде всего?
-- Счастье. Что всю жизнь занимаюсь любимым делом. Что судьба сложилась так, что я видел, общался, вместе играл с массой великих людей многих поколений.
Аркадий Чернышев, Анатолий Тарасов, Анатолий Кострюков, Николай Эпштейн, Николай Пучков, Дмитрий Богинов, Борис Кулагин, Константин Локтев, конечно, Виктор Тихонов. Мои тренеры, учителя. То что они в меня вложили, я несу всю жизнь. Счастлив был работать вместе с Виктором Васильевичем. Мы вместе переживали победы и поражения. На смену им пришли Петр Воробьев, Зинэтула Билялетдинов, Борис Михайлов, Владимир Крикунов. С ними я прошел вместе Олимпиады, чемпионаты мира.
Теперь радуюсь за ребят, которые играли у меня и стали видными тренерами – Олег Знарок, Харийс Витолиньш… Давайте я больше не буду перечислять, чтобы не забыть кого-то, - улыбается Юрзинов. – Мне нравится, чем я занимаюсь сейчас. Я востребован, работаю с молодыми тренерами – консультирую, провожу семинары.
-- Чем вы особенно гордитесь? А о чем, быть может, сожалеете?
-- Горжусь собой, - подмигивает Юрзинов. – Выиграл чемпионат мира. Могло быть и олимпийское золото – перед Играми 1964 года меня наигрывали в звене с Фирсовым и Волковым. Я был комсоргом сборной, помощником капитана. Но за день до отъезда в Инсбрук обострился аппендицит, лег на операцию.
Заговорили о тех временах и мне сразу вспомнились замечательные ребята золотой советской сборной, которых уже нет с нами – Анатолий Рагулин, Виктор Кузькин, Эдуард Иванов, Евгений Майоров…
Горжусь, что 35 лет отработал тренером. Благодарен Аркадию Ивановичу Чернышеву, который разглядел во мне задатки наставника, когда я об этой профессии даже не помышлял. Мне было лет 27-28, когда Чернышев, уезжая в сборную, стал оставлять на меня «Динамо». До сих пор поражаюсь, что он во мне нашел, как понял, что это мое призвание?
Точно так же до сих пор удивляюсь, почему обратил на меня внимание Борис Павлович Кулагин. Закончив играть за «Динамо», я уехал в Финляндию. Так Кулагин меня там разыскал и вызвал в сборную. Хватит, мол, прохлаждаться в Суоми, будешь помогать мне в сборной. Она как раз готовилась ко второй суперсерии с канадскими профи. На сей раз с командой ВХА во главе с Халлом, Хоу, Чиверсом…
О чем сожалею? Знаете, некоторые вещи я стараюсь вытравить из памяти. Поэтому не спрашивайте меня о Нагано, Лейк-Плэсиде.
После того как на Олимпиаде-98 в финале мы проиграли чехам, я посмотрел на себя в зеркало, ужаснулся и понял, что еще раз я такое не выдержу – просто не переживу. Потому – все. Поражения для меня перевернутая страница.
В памяти оставляю только хорошее. У вас ведь так же? Негатив отсеивается сам собой.
Как сейчас, например, помню 1961 год, когда впервые попал на чемпионат мира. На тренировке учил Рагулина, как правильно кистевой бросок исполнять. Так Палыч потом как засадит мне шайбой в руку и спрашивает: «Ну как? Хорошо бросаю?» А у меня рука жутко распухла, еле форму надевал.
…Хотя нет. Есть очень тяжелая для меня тема. Честно, вспоминаю и плачу. Я о разбившемся «Локомотиве». Страшная катастрофа. Какие талантливые мальчишки погибли. Были там и мои ребята из «Динамо» - Саша Карповцев, Игорь Королев. Карлис Скрастиньш играл у меня в ТПС.
Сейчас я езжу в Ярославль только один. Захожу на кладбище. Не хочу, чтобы кто-то видел мои слезы.
-- На скамейку к игрокам вас еще тянет?
-- Нет. Давно уже. Как только в 2006 году ушел из «Локомотива». Скажем так, перерос должность действующего тренера. Более того, я считаю, что нынешний этап – важнейший в моей жизни. Накоплен огромный опыт. Если бы я располагал теми знаниями, которые имею сейчас, я бы лучше тренировал. Я могу сравнивать. У меня сейчас, когда не зациклен на скамейке, на одной команде, больше возможностей самосовершенствоваться, расширять кругозор. Мне очень нравится работать с молодежью, передавать опыт. Хотя во сне я все еще тренирую. Порой Лейк-Плэсид снится, и мы, а не американцы, забиваем победный гол…
-- Что посоветуете молодым тренерам?
-- Прежде всего – верить в себя. Если вы были успешными хоккеистами, добивались побед в сборной, работали с большими тренерами и игроками, вы получили колоссальный опыт, которого нет больше ни у кого. Не стесняйтесь – дерзайте!
Второе – необходимо постоянно совершенствоваться. Как я говорю: «Только встал, остановился, привет тебе, дорогой. Тебя уже обошли конкуренты».
Комментарии