Серов, Александр Николаевич. Широкая масленица.

 

Александр Николаевич Серов (рус. дореф. Александръ Николаевичъ Сѣровъ; 11 [23] января 1820 — 20 января [1 февраля] 1871) — русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Александровича Серова.

Серов, Александр Николаевич, композитор и музыкальный критик, родился 11 января 1820 г. в Петербурге, где отец его, Николай Иванович, человек невысокого происхождения, но умный и энергичный, занимал видное место в министерстве финансов. Мать его, Анна Карловна, была дочь крестившегося еврея Карла Ивановича Габлица, человека высоких способностей, довольно известного сенатора времен Екатерины II и одного из главных и деятельнейших помощников кн. Потемкина по устройству вновь присоединенного тогда к России Крыма. Уже в самые ранние детские годы стала обнаруживаться в мальчике общая даровитость натуры.  Чуть ли не с трех лет начал учиться он грамоте, на четвертом году мог уже бегло читать, на девятом — бойко говорил и читал на французском и немецком языках.

Любопытно, что ни в детстве, ни в отрочестве особенно сильного влечения к музыке Серов не обнаруживал. Семья его была не музыкальна; и только благодаря господствовавшему в ней убеждению, что умение играть на каком-нибудь инструменте есть признак "хорошего тона" и что поэтому музыка необходима в курсе общего образования, — мальчик стал учиться игре на фортепиано. В учительницу к восьмилетнему мальчику была приглашена молодая девушка, Олимпиада Григорьевна Жебелева, отличная музыкантша и добросовестная преподавательница.

В 1835 г., когда Серову  было около 16 лет, он перевелся из гимназии в только что открытое тогда училище правоведения.

Основателем и попечителем училища правоведения был принц Π.

Γ. Ольденбургский,  большой любитель музыки.

Посему, невзирая на его, СПб УП, несколько специальный характер, чуть ли не лучше всех предметов было поставлено в те времена преподавание музыки. Учитель ее, некто Карель, плохой, но в высшей степени страстный скрипач, отличался большою добросовестностью как руководитель в своем предмете и своею страстью к музыке увлекал почти поголовно всех воспитанников, каждый из которых учился на каком-либо инструменте.

По настояниям практичного отца, полагавшего, что "всякий молодой человек дворянского роду должен служить" и на службе составить себе "положение". Серов  принужден был летом 1840 г., по его выражению, "причисляться к лику чиновных людей", — принят чиновником IX класса в канцелярию 5-го уголовного департамента сената. Равнодушный с виду к своим новым обязанностям, но, все же, добросовестный и исполнительный, он постепенно примирился и сжился с той мыслью, что для художника служба может, иногда даже должна быть средством к жизни, но не ее целью. "Для службы, — писал он Стасову, — не много нужно уделять духовных сил, и они преспокойно могут быть все сосредоточены на другом, лучшем!" — и на это "лучшее", на искусство вообще и музыку в частности, он и сконцентрировал все свое внимание. Страстное стремление его к музыке в это время походило на фанатизм; она, по его мнению, "обширнее всех прочих искусств... обнимает всю природу..."; название "искусство" для нее даже унизительно, а если искусство, то "высокое, высочайшее...". "Блажен тот... кого любит эта муза... Такой счастливец не нуждается ни в чем на свете... В музыке он находит и жизнь, и счастье".

Оперы[править | править вики-текст]

«Юдифь» (1861—1863)

«Рогнеда» (1863—1865)

«Вражья сила» (1867—1871) — (опера закончена его вдовой В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьевым)


по материалам интернета