Александр Запесоцкий: Кликнутая жизнь

Интернет незаметно, но мощно уничтожает все человеческое в человеке. Родители обязаны воспитывать в детях умеренность и самоконтроль
 
  • Недавно я стал свидетелем интересного эпизода. За соседний столик в ресторане присели трое: мужчина лет сорока, его жена и дочь – по возрасту примерно первоклассница. Семья производила приятное впечатление. Миловидные, хорошо одетые родители решили провести воскресный день с дочерью – что может быть симпатичнее? Наверняка папа много работает, домой приходит поздно. Возможно, и мама занятой человек. Выходной – отличная возможность восполнить дефицит общения. Но…

Первый вопрос, который задала официанту девочка: «У вас интернет есть?» «Вот тебе и общение, – подумал я. – Подрастает типичный человек-гаджет. Куда только родители смотрят?» Скоро выяснилось – куда.

Через некоторое время я заметил, что со стороны соседей не доносится ни единого слова. Обернувшись, увидел совершенно сюрреалистическую картину: ВСЕ ТРОЕ держали в руках электронные устройства и увлеченно в них ковырялись. Это продолжилось, даже когда принесли еду. Трое формально близких людей сидели рядом, но были очень далеки друг от друга.

  • Ученые давно бьют тревогу: виртуальная жизнь заменяет многим реальную. Некоторые уже начинают сомневаться, какая из них реальная?
  • Недавно я провел несколько дней в Сан-Франциско. Жил на вершине холма с умопомрачительным видом на залив, мост «Золотые ворота», знаменитый Алькатрас. Окна в отеле – от пола до потолка. В гости заехала семья во главе с компьютерным гением из Силиконовой долины. Маленький сынишка, подойдя к окну, восхитился панорамой. Потом его заинтересовало что-то конкретное. Ребенок ткнул в стекло двумя пальцами, а потом попытался их развести, искренне удивляясь, почему картинка не увеличивается. Я не стал спрашивать отца, видел ли мальчик когда-нибудь живую лошадь или корову…
  • Компьютерные игры полностью заменили детям реальные. Вы сейчас дома? Выгляните в окно. Или просто постарайтесь вспомнить: когда вы видели во дворе играющих детей? Куда исчезли семьи, проводящие выходные с детьми на беговых лыжах? Теперь, выезжая на Финский залив в районе Комарово, я почти каждый раз прокладываю лыжню по целине. Футбольные стадионы по стране стоят полупустыми, зато Аршавина знают все.

Я совсем не против прогресса.

Боже упаси! Но поисковики Google – прогресс дефективный, а Википедия – и вовсе не прогресс. Эти и им подобные вещи создаются не в интересах человека, несут в себе изъяны своих создателей. В целом же электронные устройства только выглядят помощниками человека. Превратившись в хозяев, они быстро делают его калекой. Сначала интеллектуальным, а потом и физическим.

Так и вижу потомков нашего поколения: огромная голова (насчет размера мозга не уверен), огромные, ничего не видящие глаза в качестве рудимента (для контакта с компьютером они уже не нужны) … и – конечно! – длинные тонкие пальцы. Два. Больше для работы с тач-падом не нужно. Легкие подключены непосредственно к кондиционеру. Дальше непосредственно идёт желудок и то, что следует за ним.

Не верите в такую перспективу? А зря. Многие человеческие навыки пользователи сети уже потеряли. Осталось чуть-чуть усовершенствовать секс по телефону, и любовь окажется старомодным пережитком.

  • Лично видел девушку, которая, стоя в магазине, растерянно вертела в руках две коробки с товаром. Одна стоила двести пятьдесят рублей, другая, кажется, триста сорок. Девушка не могла понять, хватит ли у нее денег, поскольку не в состоянии была сложить два числа. И попросила меня подержать покупки, пока посчитает на телефоне.
  • Уже известно, что человек, лишенный привычного смартфона, испытывает беспокойство, стресс и даже страх. Резко падают его внимание и работоспособность. Изменяются частота дыхания, пульс. Интернет-зависимость воздействует на организм не просто ежедневно – постоянно и непрерывно. Конечно, пройдёт какое-то время, прежде чем эти изменения зафиксирует генетический код, но… Теорию эволюции пока никто не отменял.
  • Первых зомби виртуального мира уже сейчас нетрудно узнать. Как правило, они замкнуты, немногословны, им нелегко выразить мысли вслух. Общение «в реале» становится для них мукой: с коллегами по работе, родными, друзьями, любимой девушкой… Человек перестает жить как существо социальное.
  • Написав этот текст, я пошёл в театр на более чем аншлаговую постановку. Билет стоил недешево и достать его было нелегко. Так вот, гламурная дама, сидевшая рядом со мной, достала смартфон примерно на второй минуте действия и увлеченно переписывалась с кем-то до самого конца. Зачем она пришла в театр, так и осталось для меня загадкой. Чем не послесловие?