Слушая радио "Свобода"..

 «Анатолий Иванович, революционеры Майдана выступали против олигархов, за единую Украину, за Европу, а что получили? Я так думаю, что и в России при подобном развитии событий было бы то же самое. Какой же тут выход?». Не хотелось бы придираться к этому слушателю, но уж очень часто слышится это слово: получить, получили-не получили. От кого получили? От начальства, вестимо. Но в ходе Майдана начальство разбежалось. Не стало начальства, как не стало его в девяносто первом году. А откуда должно было взяться новое начальство? По настроению этих людей получается, что новое начальство должно было явиться не от них, а от какого-то другого начальства. Но никакого другого начальства ведь не было и быть не могло. Начальства, которое могло бы назначить новое начальство взамен прежнего, не было. Когда это говоришь, человек теряется или сердится. Сколько угодно людей, и людей подкованных, солидных, которые рассказывают, что должна была сделать власть для них и для отечества в девяносто первом году, сразу, с первого дня, как она должна была заботиться о людях, о культуре, просвещении. Для некоторых это что-то вроде профессии – говорить, что должна была сделать власть. Милые, да ведь ее не было, новая власть возникала на ваших глазах, с вашим участием или без оного.

Жулики и воры взяли то и столько, что и сколько вы им позволили и продолжаете позволять. Это разговор о самоорганизации общества, о готовности и способности людей к общественному сотрудничеству. Когда говоришь такие вещи, чувствуешь себя так, будто ты на собрании, где обязан сотрясать воздух пустыми речами. Но они не пустые, эти речи. Что произошло в Украине за этот год? Возникло серьезное волонтерское движение. Что это такое? Обыкновенные люди, никого ни о чем не спрашивая, ни от кого ничего не требуя, стали делать то, что в обычных условиях обязано делать государство, то самое начальство, чиновничество: стали снабжать действующую армию ну, не всем необходимым, но многим из необходимого: от носков, лекарств и продуктов до бронежилетов и грузовиков. Молча, спокойно. Стали вывозить людей из районов боевых действий, стали разбирать руины, что-то возводить. Собирают деньги, вещи, добиваются нужных решений, действий от разных учреждений.

А кто-то тем временем сидит перед своим компом и строчит на радио «Свобода» о том, что должен был получить он, что должна была получить его страна от девяносто первого года, от две тысячи четвертого, от четырнадцатого, от Первого Майдана, от Второго, от Болотной и Сахарова, - и сразу получить, по щучьему веленью…