Владимир Путин беседует с Александром Лукашенко на переговорах «Нормандской четверки» в Минске. Фото: Sefa Karacan / Anadolu Agency / AFP
Своей стратегией дезинформации и маскарада на Украине кремлёвский лидер только укрепляет свою власть в стране.
На Тегеранской конференции в 1943 году, в разгар переговоров относительно отвлекающих манёвров при подготовке к высадке союзных войск, Черчилль обратился к Сталину и произнес свою знаменитую фразу: «Правда настолько драгоценна, что её всегда должен сопровождать эскорт лжи». Ответ Сталина не столь известен: «Именно это мы называем военной хитростью».
Советский лидер ссылался на русскую методику под названием маскировка (в оригинале — maskirovka. — Открытая Россия) — в буквальном переводе это слово означает «маленький маскарад» — стратегию отрицания, дезинформации и обмана, на основе которой российские войска действуют уже более ста лет.
Маскировка является одной из определяющих черт поведения Владимира Путина: аннексия Крыма и война чужими руками в Украине представляют собой классические примеры российских военных ухищрений — тайных действий, намеренно замаскированных отрицанием и неразберихой. На самом деле маскировка это больше, чем обычная военная методика: в России она превратилась в государственную политику. Намеренное искажение правды и построение иллюзии — вот что является ключом к силе путинской власти.
Танк про-российских сепаратистов в Донецке. Фото: AP/ East News
Вчера Путин анонсировал режим прекращения огня в Украине, сохраняя при этом видимость российского военного невмешательства в события на востоке страны. Ситуация в Донбассе по-прежнему остается глубоко неопределенной, в большей степени потому, что остаются скрытыми и неясными мотивы и сами действия Владимира Путина — они надежно защищены эскортом из лжи.
Практика маскировки распространяется не только на события вокруг Украины — тщательно просчитанный маскарад проник в саму культуру государства — говоря словами из новой книги Петра Померанцева, в современном российском обществе «ничто не истинно и все возможно».
В древней Руси маскировкой называли игру в прятки. В российской военной энциклопедии это понятие определяется как «комплекс мер, направленный на введение врага в заблуждение относительно наличия и расположения войск, их намерений, готовности к бою и текущих действий» (схожее определение встречается в словаре по гражданской защите, выпущенном в 2001 году. — Открытая Россия).
Мастерство России в этом виде военного искусства достигло своего пика во времена Второй мировой войны. Сталинградскую битву Советы сопровождали столь эффективной кампанией по дезинформации и маскировке, что немцы оказались совершенно не готовы к тому, что последовало. «Советы не способны начать широкомасштабное наступление», — заявлял немецкий главнокомандующий. Спустя два месяца после этих слов Шестая армия Вермахта сложила оружие.
Фото: Sovfoto / Universal Images Group / East News
В 1943 году на Восточном фронте Советский Союз обустраивал места ложной дислокации войск и фальшивые аэродромы, налаживал поток дезинформации в радиоэфире и запускал ложные слухе — в результате, немецкая разведка оценила советскую танковую группировку на Курской дуге в 1500 машин, что было в три раза меньше реального количества.
Последовавшую битву немецкие войска проиграли.
В 1962 году Советы прибегли к довольно скрупулезным мерам для сокрытия наращивания военного присутствия на Кубе, снабжая солдат лыжными ботинками и зимней экипировкой, чтобы со стороны казалось, что их собираются направить на восток России. Молниеносное подавление Пражской весны в 1968 году в определенной мере также было достигнуто с помощью скрытности.
Аннексия Крыма в прошлом году была осуществлена чётко по всем правилам маскировки: российский спецназ, «маленькие зелёные человечки», прибыл ночью, в масках, в военных грузовиках без опознавательных знаков. Даже пророссийские активисты не были уверены в их принадлежности. Когда Путина спросили об этих неопознанных оккупационных войсках, он с совершенно невозмутимым лицом заявил: «Вокруг полно всякой военной формы. Её можно просто в магазине купить».
Подобный же, искусственно нагнетаемый туман войны, раздуваемый послушной российской прессой, окружает и восточную Украину. Россия всячески отрицает факт официального участия войск или военной техники, заявляя, что это простые российские патриоты, самостоятельно пожелавшие отправиться на Украину. Главнокомандующий вооружённых сил США в Европе, генерал-лейтенант Бен Ходжес тем не менее подчёркивает: «Происходит прямое военное вмешательство России… там воюют не сепаратисты, а ставленники президента Путина».
В России же во всю мощь работает пропаганда. На фоне дымовой завесы из дезинформации и лжи, россиян поместили в искажённую реальность, в которой загнивающий Запад постоянно плетёт заговоры с целью ослабить и разрушить святую Россию, а замешательство, преступный сговор и распад повсеместны.
«Неопознанные» солдаты блокируют украинскую военную базу в селе Перевальное в Крыму, 2 марта 2014 года. Фото: AP/ East News
В своей книге «Ничего не является правдой и всё возможно», Померанцев рисует выдуманный портрет ложной демократии, управляемой телевидением, в которой представлены все известные столпы свободы — выборы, оппозиция, независимая действующая судебная система, свободная пресса — но ничего от действующей реальности. «Жизнь — это всего лишь один большой сверкающий маскарад, в котором каждая роль, каждая точка зрения или убеждение подавляемы», — пишет Померанцев.
Режим сам примеряет на себя различные маски и отличительные черты: демократия сегодня, монархия, олигархия или тоталитаризм завтра. Это контролируемая государством местная маскировка, странная и эффективная микстура из пропаганды, дезинформации и развлечений. Как уныло заметил один известный телевизионный деятель: «Мы все знаем, что на самом деле политики не существует… политика должна восприниматься как кино!»
Граница между выдумкой и реальностью в России, Крыму и Украине настолько размыта, что многие уже не знают, а то и просто не волнуются, где же находится разделительная полоса.
Маскировка в настоящий момент стала главным неофициальным принципом управления, создавая режим, в котором пропаганда маскируется правдой, диктаторство скрывается под маской демократии, а простые россияне сознательно введены в заблуждение, поверив в путинскую интерпретацию событий.
Эскорт лжи больше не охраняет правду в России, вместо этого, он устроил переворот.
Бен Макинтайр — писатель, историк, критик и постоянный колумнист The Times . Работал в Нью-Йорке, Вашингтоне, Париже. Автор девяти книг, четыре из которых стали основой для документальных фильмов на BBC, а одна — «Операция "Фарш"» — бестселлером.
Автор: Бен Макинтайр,
The Times, 13 февраля 2015 года
Комментарии
Комментарий удален модератором