Первая Мужская гимназия Киева.
Первая Мужская гимназия Киева.
Осуществилась мечта коренных мещан Киева, родителей: сына Петю Кордутко по его интересам, развитию устроили в Первую Мужскую гимназию. Он выдержал учебную нагрузку всех классов и успешно здоровым - вытянулся ростом к завершающему моменту. Получил всестороннюю и детальную подготовку по предметам. В почти столетний юбилей гимназии вышел он из .Императорской Александровской гимназии. В семье, но жизнь его началась самостоятельная. С таким багажом знаний и документом "действительного студента" - отправился учиться на юриста в родной во многих смыслах Университет Святого Владимира.
Прошел только год студенчества – администраторы и учащиеся Первой .Императорской Александровской Мужской гимназии пригласили на встречу со старшеклассниками. Надо пойти! Воспоминания вернуть на место о детстве-отрочестве, да и стремительно ворвавшейся изначальной молодости. Многое ворвалось вихрем - из прошлого. Личное… Не меньше – гимназическое, о себе и друзьях. Еще больше: о гимназии - выдающейся в Киеве, значительной даже в Российской Империи. Ничего не изменилось. На этажах в коридорах висят портреты самых выдающихся выпускников Первой гимназии разных. лет выпуска.
Максим Берлинский первый исследовал, собрал, издал свои труды по археологии, истории, географии, топографии Киева. Николай Костомаров – даже прославил свое имя в качестве историка, публициста и общественного деятеля.- Николай Мурашко проявил себя в качестве педагога и художника. Павел Бодянский - преподаватель истории и древних языков. Много написал по истории Древнего Рима. Он сам считал это детским своим увлечением – многого достиг в игре в шашки. Организовал первые шашечные «турниры по переписке». Павел Бодянский – большой знаток античной культуры, издатель сочинений Платона. Николай Черкунов – учитель географии. В нескольких экспедициях по России утолял страсть к путешествиям, увлекался сбором минералов и насекомых, чучел и монет, Собрал ценные коллекции.
Николай Пирогов – прославился больше как хирург и анатом. Он еще известен педагогом. В 1858—61 служил попечителем Киевского учебного округа. На втором этаже гимназии размещается его казённая квартира. Н.Пирогов искоренял казарменный дух - гнездился в школьной системе, противился применения телесных наказаний для воспитания учеников. «С появлением Н.И.Пирогова,- писал учёный-экономист, академик, министр финансов Российской империи - Николай Бунге,- как по мановению волшебного жезла изменился весь облик гимназии. Телесные наказания: еще так недавно… применялись в слишком широких размерах, совершенно уничтожались… учителя вдруг вспомнили: они не ротные командиры, а педагоги».
К основанию Первой Киевской Мужской гимназии причастен Польский историк, экономист, просветитель, инспектор трех западных губерний: Малороссии: Волынской, Подольской и Киевской- граф Фаддей (Тадеуш) Чацкий. Он организовал сбор денег на строительство гимназии. В Первой и других гимназиях должны преподавать Польский, Русский и Французский языки. Из учебных предметов гражданского направления преподают Польскую литературу, историю, географию, право, физику, математику, практическую механику, историю природы, ботанику, полеводство, химию, хирургию, еще верховую езду и коневодство. В приходских гимназиях создают опытные участки, даже ботанический сад. Первую гимназию учредили указом Императора Александра I от 5.11.1809, в Киеве, на Подоле, на базе главного училища… ученики 3-го и 4-го классов училища- становились учениками 1-го класса гимназии .
13.10. 1811 Император Александр I утвердил для Киевской гимназии особый Устав - приравнял ее к высшим учебным заведениям Империи. По Уставу официально назвали Киевской Высшей Гимназией. Она и состоит из одного подготовительного, четырех высших классов. Успешно окончившие гимназию - получали звание «действительного студента» и служебный чин XII класса. «Получил звание действительного студента, - пользуется всеми правами студента, университетом данными». Директор Первой гимназии Яков Мышковский добился: в начале мая 1811 гимназии отдали Кловский дворец, резиденцию гражданского губернатора. В здании провели освежающий ремонт.
30.1.1812 провели торжественно открытие Первой гимназии. Военный губернатор Михаил Милорадович вручил представителям дворянства Высочайше утвержденный устав гимназии на подушечке из малинового бархата . "В Печерской Лавре митрополит Киевский и Галицкий - Серапион- отслужил литургию, все присутствующие отправились освятить гимназическое здание. Праздник окончился пышным обедом в гимназии. Произнесены речи на Польском - графом Фаддеем (Тадеушем) Чацким, губернским маршалом Адамом Ржевуским и на Русском - директором гимназии Яковом Мышковским. «Когда пили за здоровье Государя Императора,- записал в своем дневнике митрополит Серапион,- прозвучал 101 пушечный выстрел. Вероятно, в течение своей многовековой жизни Киев только раз оглашался в вечернее время таким патриотическим громом».
9.7.1811 на Подоле начался страшный пожар. "За три дня практически Подол выгорел до тла. Огонь уничтожил более двух тысяч домов, 12 церквей, 3 монастыря. Основное имущество гимназия успела перевезти, но многие книги, глобусы, физические приборы- оставались в старом подольском здании. Директор гимназии Я. Мышковский сохранял самообладание в этом хаосе - отважно бросился спасать гимназическое имущество". «Я прибежал со своими домашними и конями, - , - выдержка рапорта из архива, - на театр ужаса и воплей и прежде всего принялся за спасение из дому бывшего народного училища инструментов и библиотеки. Жертвуя сотней ради тысячи рублей, я нашел людей для выноски. В продолжение одиннадцати часов окончена эта работа… Вытащивши все главнейшее - уже загорелась училищная крыша, я распорядился об отправке всего в повозках прямо в гимназический дом…
С простыми людьми я расплатился тотчас же с благодарностью, а для неотступного писца моего Лушицкого и для учителя приходской школы Нестеровского я прошу… дворянской награды, дворянского чина… Меня весьма утешает эта добыча гимназии, выхваченная из когтей Плутона с горсточкой помощников нового учреждения в то самое время стародавняя духовная Академия, считающая более тысячи учеников и несколько сот собственных воспитанников, потеряла каким-то образом все свои литературные скарбы»…
Летом 1812 директор Первой гимназии Мышковский находился в столице.
Он пробивал в административных инстанциях две важные проблемы: добивался разрешения посадить при гимназии ботанический сад и открыть типографию. А тут… вторгся Наполеон со своей армией… Вернулся директор в Киев – узнал о невероятном: военные власти реквизировали под больницу Кловский дворец. Новоявленные "временщики-квартиранты" действовали с дикостью казарменных своих нравов: повредили часть имущества, уничтожили часть архива. Долго директор добивался возвращения Кловского дворца: гимназисты вернулись "домой". + Имеет основание история возникновения Кловского дворца. В 1744 Киев посетила Императрица Елизавета. В городе не оказалось ни одного здания для коронованной Особы. Это вынудило городские власти начать строительство Мариинского дворца и «Каменного дома на Клове». Эта местность Клов является собственностью Киево-Печерского монастыря. По мысли городских властей – в этом дворце смогут размещаться Высочайшие Особы при паломнических поездках в святую Киево-Печерскую Лавру.
Проект Кловского дворца принадлежит немецкому архитектору Г.-И. Шеделю. По его проекту возникла колокольня в Киево-Печерской Лавре. Немцу в работе помогал Русский архитектор П. Неелов. Строительство дворца осуществил крепостной строитель-самоучка С. Ковнир. Во время строительства - он же внёс элементы Украинского барокко в композицию и оформление дворца. Кловский дворец имел два этажа, надстроили позже третий этаж. Император Николай I в 1828 подписал новый устав для гимназий. Они стали средними учебными заведениями – учащихся готовят для продолжения образования в университете. Срок обучения в гимназии - вместо пятилетнего – доведен до семилетнего. Киевская гимназия лишилась статуса «высшей». С этого момента ее название – Первая Киевская гимназия. В 1831 попечитель учебного округа Е. фон Брадке написал рапорт о гимназии: «Первое свое посещение ( в Киеве) направил я в гимназию. Я нашел значительное, но совершенно запущенное здание… едва можно взобраться по прежней парадной лестнице на второй этаж, до того она близка к разрушению. Комнаты никогда не топились, и сохранился похвальный обычай не мести их, даже ради приезда нового начальника.
Учителя и воспитанники сидели попросту в бараньих шубах, и при входе моем первые сняли их - показать мне: они в мундирах. Эти учителя, с длинными, всклокоченными волосами, и многие из старших учеников, небритые, имели довольно дикий вид. В числе долгих бород некоторые еще находились в младшем классе, и я узнал: многие уже 8 лет в нем оставались и при этом промышляли извозщичьим ремеслом, а также состояли в услужении в лавках и в мастерских и посещали гимназию раза два в месяц, не имели притом другой цели, кроме добродушного удовольствия пощеголять на праздниках в гимназическом мундире. Директору и инспектору, вместе взятым, 150 лет от роду; первый из них, весьма достойный, но неспособный человек ни по дарованиям своим, ни по здоровью; второй вполне непригодный, еще бодрый. В числе учителей несколько даровитых личностей, но все без исключения выполняли свои обязанности, как тяжелое ремесло... Я крепко взмылил голову учителям и предъявил им ясно и подробно мои требования и при этом приказал топить в классах и приготовить сметы для исправления здания, я возвестил им - намерен теперь совершить месячный объезд, а после ревизии и по возвращении подробно осмотрю гимназию. Не найду перемены в способе преподавания, то это может иметь для них весьма пагубные последствия».
+
При Е. фон Брадке в Киеве открыли Университет. Позже он оставил Киев. Сообщил: «не оставалось и следов бывшей распущенности в школах, и между учителями различных заведений преобладала серьезность, с полным отсутствием кичливости... В таком положении дел умножалось доверие. По достижении 12-летнего возраста дети уже не оставались дома, и самые знатные семейства доверили их гимназиям. Такого наплыва в общественные училища не было и в блестящие времена графа Чацкого». Построили новое здание Первой гимназии на Бибиковском бульваре. В прошлом оно вместе с садом занимало целый квартал. По описаниям: "Его украшением служат пилястры коринфского ордера, визуально делящие дом на части. Не менее интересно здание внутри: с лестницей торжественной, с большим актовым залом со сводчатым потолком".
+
В 1911 Первая гимназия отметила свое столетие. По новому особому статусу ее название - Первая Императорская Александровская. Учащиеся Первой гимназии одеты в обычную форму: гимнастерка и брюки сине-серого цвета, синяя фуражка с кокардой из дубовых листьев и номером гимназии. За цифру 1 – завистники и недоброжелатели всех учащихся этой гимназии называли презрительно «карандашами». В старших классах гимназисты изучают несколько языков: Русский, Польский, Немецкий, Французский, Греческий, Латынь. Предметы: право, философию, историю, архитектуру, политэкономию, естествознание, географию, науку о торговле, сельское хозяйство. Точные дисциплины: математика, физика, химия и технология. Еще: фортификация, рисование, музыка, фехтование, танцы.
В учебный процесс входят практические занятия по Киеву, посещение выставок и музеев, экскурсии в пригороды. Таковы традиции: стали делом чести для учителей. Учащихся часто водят в "Киево-Печерскую Лавру, к Аскольдовой могиле, к Золотым воротам, в Музей древностей, к Цепному мосту, в Царский сад. При обозрении всех этих достопримечательностей давались попутно и объяснения исторического содержания , Посещают Ботанический сад Университета святого Владимира, леса Голосеевский и Святошинский дачный.
Комментарии