Окружной суд Амстердама 11 февраля вынес решение о возмещении убытков базирующейся в Великобритании дочерней компании ЮКОСа Yukos International UK, связанной с бывшими акционерами ЮКОСа. Истцы требовали взыскать с российской компании "Роснефть" около 333 миллионов долларов, однако в решении суда сумма компенсации не указана. Этот судебный вердикт стал дополнением к постановлению окружного третейского суда другого голландского города, Гааги, обязавшего в июле 2014 года российское правительство выплатить 50 миллиардов долларов бывшим акционерам ЮКОСа. Эти деньги Россия добровольно выплачивать не стала.
У тех, кто наблюдает за идущими на Западе в последние годы рассмотрениями судебных исков, связанными с ликвидацией крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС, возникает законный вопрос: откуда берутся компании, именующие себя ЮКОСом, если известно, что компания с таким названием была обанкрочена и ликвидирована российским властями более семи лет назад. Зарегистрированная в Великобритании компания Yukos International UK – это дочернее предприятие бывшего российского ЮКОСа, входившее в его зарубежную структуру. Оно занималось зарубежными операциями ЮКОСа и контролировало его зарубежные проекты. Эта компания выжила после банкротства ЮКОСа и на протяжении семи лет пытается отсудить суммы, которые ей должны некоторые бывшие предприятия ЮКОСа. А государственная "Роснефть" стала главным ответчиком в этом разбирательстве, поскольку именно она получила основные активы ЮКОСа после его банкротства.
Дело в том, что одной из функций британской Yukos International было кредитование российских подразделений ЮКОСа. В частности, ему задолжала полученная "Роснефтью" компания "Сугрутнефтегаз", принадлежавшая ЮКОСу. В иске к "Роснефти" Yukos International UK требовал взыскать с нее убытки в размере до 333 миллионов долларов и проценты за период с февраля 2011 года, а также судебные расходы. Британский ЮКОС утверждает, что понес эти убытки из-за ареста своего банковского счета по решению третейского суда Амстердама в 2008 году, связанного с банкротством и ликвидацией своей материнской компании. "Роснефть" все претензии отвергала и настаивала, что постановление об аресте банковского счета было абсолютно правомочным. Живущий в Лондоне бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов так объясняет правомочность бывших западных структур ЮКОСа обращаться с исками к российским нефтяным компаниям:
Думаю, что эти процессы продолжатся еще как минимум лет десять. Скорее всего, как я предполагаю, этих денег никто никогда не увидит
– Формально эти компании нельзя называть ЮКОСом. Они являются отвлеченными он него структурами и управляются людьми, не имеющими отношения к ЮКОСу. Однако этим компаниям удалось взыскать примерно 300 миллионов долларов с "Юганскнефтегаза", которые в свое время были ему выданы ими в качестве кредита, и эта сумма была "Роснефтью" выплачена. У этой бывшей структуры ЮКОСа, в частности, находятся деньги, выплаченные ей довольно давно за продажу можайской "Нафты". Это примерно полтора миллиарда долларов, которые она уже чуть ли не десять лет обещает распределить между бывшими акционерами ЮКОСа. Эти деньги этой структуре не принадлежат, и не могут принадлежать. Тем не менее, она утверждает, что деньги распределит только по окончании всех судебных процессов в связи с ликвидацией ЮКОСа. Думаю, что эти процессы продолжатся еще как минимум лет десять. Скорее всего, как я предполагаю, этих денег никто никогда не увидит, – говорит Дмитрий Гололобов.
Глава "Роснефти" Игорь Сечин
Первое судебное заседание по иску британского подразделения ЮКОСа к "Роснефти" состоялось 27 июля 2012 года.
Тогда "Роснефть" подала возражения на иск, утверждая, что Yukos International не понес убытков от размещения средств на банковском счете. Ответное заявление "дочки" российского ЮКОСа слушалось в феврале 2013 года, а слушания по существу прошли в январе 2014 года. Рассмотрение взаимных исков и обвинений в окружном суде Амстердама продолжалось практически весь прошлый год, и в декабре 2014 года было объявлено, что решение по иску к "Роснефти" амстердамский суд отложил до 11 февраля 2015 года.
Бывший глава ЮКОСа еще в 2008 году обвинил нынешнего председателя совета директоров "Роснефти" Игоря Сечина в организации против него уголовных дел. Сейчас трудно сказать, кто же будет бенефициаром выплаты 330 миллионов долларов, если такая выплата произойдет, и получит ли часть денег, в частности, Михаил Ходорковский. Дмитрий Гололобов считает, что Ходорковский в любом случае никакой выгоды от удовлетворения иска к "Роснефти" не получит:
– Ходорковский совершенно точно не является здесь бенефициаром. А кто является, на самом деле неизвестно. Это можно выяснить, лишь опираясь на определенные юридические нормы, а не на чьи-то слова. Ходорковский, как он сам заявлял, не является бенефициаром и тех требований, которые непосредственно касаются бывших акционеров ЮКОСа. К бывшему менеджменту, который контролирует какие-то осколки ЮКОСа, он также не имеет сейчас отношения. Он сам неоднократно об этом говорил.
– С одной стороны – требование выплатить 50 миллиардов долларов, с другой – угроза 330 миллионами. Это ведь огромные деньги. Есть ли реальные шансы, что Россия их выплатит?
– Давайте отделим мух от котлет. Дело в том, что существует еще одна значительная сумма, которую требует зарубежная структура бывшего ЮКОСа. Американский суд удовлетворил иск к "Самаранефтегазу" – бывшему активу ЮКОСа, который достался "Роснефти". Но к нему есть еще одна претензия на значительную сумму. 330 миллионов долларов, которые требует Yukos International UK, – вещь очень умозрительная. Даже в случае положительного решения амстердамского суда говорить, что британский ЮКОС что-то выиграл, было бы очень преждевременно. Эта сумма связана с чисто процессуальными вещами, а никак не с самим делом ЮКОСа.
Даже если эти 330 миллионов долларов будут предъявлены "Роснефти" ко взысканию, это никак не отразится на ее деятельности. Для нее это – копейки
Кроме того, в случае постановления о ее выплате последует целая серия апелляций, так что когда эти деньги будут выплачены (если будут), мы не знаем. Нужно понимать, что эта сумма подлежит взысканию с "Роснефти", а не с Российской Федерации. 50 миллиардов долларов – это долг Российской Федерации. Даже если эти 330 миллионов долларов будут предъявлены "Роснефти" ко взысканию, это никак не отразится на ее деятельности. Для нее это – копейки. Это относительно небольшие деньги, чего нельзя сказать о 50 миллиардах. Это совсем другая история, причем история политическая, поскольку российские власти рассматривают ее как часть экономических санкций Запада против России, – считает бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов.
Следует напомнить, что существует прецедент удовлетворения исков к российским нефтедобывающим компаниям со стороны западных дочерних предприятий ЮКОСа. Так, в октябре 2013 года федеральный окружной суд Нью-Йорка обязал одно из дочерних предприятий "Роснефти", "Самаранефтегаз", выплатить люксембургской Yukos Capital 186 миллионов долларов. В свое время, когда счета ЮКОСа были заблокированы, Yukos Capital предоставил "Самаранефтегазу" кредит на 80 миллионов долларов.
Комментарии
А как насчет обязательности решений районного суда Нижневартовска применительно к британским нефтяным компаниям?