Погружение Европы в тёмные века
ЕС прошёл мимо всех возможностей, предоставленных ему Россией, которая с 2008 года проявляла ангельское терпение. Теперь распад Европы неизбежен.

Сегодня Евросоюз многим ещё кажется единым, мощным, несокрушимым, как Римская империя накануне Адрианополя, но разложение уже поразило его жизненно важные органы.
Когда я год назад утверждал, что если ЕС в союзе с Россией не наведёт порядок на Украине, а решится вместе с США разжигать там войну, то в результате он повторит судьбу Украины – ЕС исчезнет, а гражданская война начнёт пожирать Европу, даже самые глубокие еврофобы и евроскептики утверждали, что это преувеличение и попытка выдать желаемое за действительное.
Сейчас на экспертном уровне возможность распада ЕС рассматривается как вполне реальная, а греческий прецедент (независимо от того, как закончится борьба лево-правой афинской коалиции за суверенную финансово-экономическую политику) никто не склонен недооценивать.
Теперь хочу уточнить. Если год назад у ЕС был выбор сохраниться или исчезнуть, то сегодня у ЕС выбор между мирным распадом и исчезновением в результате серии внутриЕСовских войн, которые будут носить как гражданский, так и межгосударственный характер.
При этом, с учётом интересов и позиции США, а также погружённости Вашингтона в европейские дела и уровня контроля над европейскими элитами, вариант военного распада Европы представляется более вероятным и начаться этот распад может уже в ближайшие два года.
Собственно, это и будет видимым моментом погружения Европы в тёмные века. На деле же старт этим процессам был дан семь лет назад, в 2008 году, когда, пойдя на поводу у Польши и Швеции, а также у стоящих за ними США, ЕС принял решение о проекте Восточного партнёрства (это в его рамках потом проросли разные соглашения об ассоциации). Проект был явно конфронтационен в отношении России, поскольку Восточное партнёрство планировалось как сфера влияния ЕС, но при этом строилась данная сфера влияния в зоне жизненных интересов России – её традиционном предполье.
Бонус США понятен – у ЕС с Россией появлялся конфликт интересов.
Понятен и шведско-польский интерес – когда-то в XVIII веке Россия лишила эти страны статуса великих восточноевропейских империй и в новых условиях Варшава и Стокгольм, понуждаемые старыми фантомными болями, претендовали на статус старших партнёров стран, организованных на территориях, некогда входивших в состав Швеции и Речи Посполитой, а затем долгое время принадлежавших Российской империи и СССР.
А вот интереса ЕС в этом деле не было абсолютно. Наоборот, ЕС, чьи ресурсы были перенапряжены в результате кризиса 2008 года и чьи экономические интересы по всему миру сталкивались с интересами США (с кем, как не с «Боингами», конкурируют «Аэробусы»?), был кровно заинтересован в развитии взаимовыгодных экономических связей и в политическом партнёрстве с Россией. Только Москва (опять же на взаимовыгодной основе) была способна обеспечить ЕС выход на новые рынки (путь через Россию в Азиатско-Тихоокеанский регион). В условиях политического и экономического партнёрства экономики России (Таможенного союза) и Европейского союза скорее дополняли бы друг друга, чем конкурировали. И наконец, Россия – единственная страна, способная предложить разложившемуся и слабому в военном отношении ЕС военно-политический зонтик взамен американского. Разница заключалась в том, что у США ЕС был младшим партнёром, а у России мог бы быть равноправным.
Таким образом, уже в 2008 году ЕС стал на порочный путь, ведший его к конфронтации с Россией и делавший катастрофу неизбежной.
Принимая сторону США, чье геополитическое противостояние с РФ в 2008 году уже вылилось в горячую войну 08.08.08, Брюссель должен был понимать, что у него в этой ситуации нет хорошей игры. Если Россия выстоит, то Европа должна быть ликвидирована США, чтобы за счёт своих ресурсов подарить Вашингтону пару лишних лет надежды на то, что Россия сломается. Если Россия проиграет, то ЕС будет уже не нужен Вашингтону и Европа тем более будет разобрана на запчасти – во-первых, надо покрывать военные издержки, а во-вторых, зачем сохранять конкурентную экономику.
Конечно, в варианте победы США ликвидация ЕС прошла бы сравнительно мирно, Европейские институты были бы демонтированы так же незаметно, как исчез Западноевропейский союз (ЗЕС – своего рода НАТО без США). Кто о нём помнит? И кто заметил его ликвидацию 30 июня 2011 года? А все европейские страны были бы низведены на уровень современной Прибалтики и превращены в отстойник для нищих и резервуар дешёвой рабочей силы для США.
Но уже сегодня можем сказать, что победа США не состоялась.
Точно также можем констатировать, что ЕС прошёл мимо всех возможностей, предоставленных ему Россией, которая с 2008 года проявляла ангельское терпение, ради склонения Европы к сотрудничеству вместо конфронтации идя на многочисленные уступки.
Конечно, Москва заботилась о своих интересах – пылающий ЕС на западной границе был ей нужен ещё меньше, чем пылающая Украина, но интересы-то эти совпадали с интересами ЕС. Его гражданам явно не хотелось бы повторить опыт Донбасса.
А придётся. Поскольку, как было сказано, мимо всех предоставленных возможностей Брюссель прошёл. И даже сейчас, когда внутреннее единство исчезло, денег нет и не предвидится, а от приближения пожара к его собственным границам ЕС отделяет только шатающийся Киев, в котором политики и эксперты совершенно открыто обсуждают не сам факт неизбежного государственного переворота (с этим уже все смирились), а лишь спорят, кто кого в результате этого переворота убьёт, а также кто погибнет первым, кто вторым, кто третьим и сколько махновских республик в результате появится на руинах бывшей Украины.
После того, как гражданская война запылает на всей территории бывшей Украины, вопрос её переноса на европейскую территорию станет вопросом времени, а не принципа.
А она запылает, поскольку США заинтересованы Украину поджечь, а Россия без ЕС не может отрубить поджигателю руку, ЕС же закрыл глаза, дрожит за стенкой и надеется, что пронесёт. Точно так же, по объективным причинам, Россия не сможет предотвратить поджог Европы, а он станет неизбежным, как только станет понятно (почти сразу и станет), что поджог Украины не дал ожидаемого результата.
Продолжительность новых тёмных веков в Европе зависит от интенсивности, разрушительности и продолжительности внутриевропейских войн и от того, сколько времени займёт период восстановления.
Если США не умудрятся перевести противостояние в прямой ядерный конфликт, то речь может идти о десяти-двадцати годах, начиная с 2017-2020 гг. То есть к 2030-2040 годам Европа должна вновь войти в эпоху возрождения. С точки зрения истории – мгновенье. С точки зрения людей, которым всё это предстоит пережить – вечность.
Впрочем, в политике иногда случаются чудеса, меняющие судьбу стран и народов. Равальяк убивает Генриха IV и прямое военное столкновение Франции с австрийскими Габсбургами откладывается на 25 лет. Кто знает, как будут развиваться события, если выборы в Германии пройдут досрочно (ну или если канцлера придётся срочно заменить)?
Ростислав Ищенко
Экскурс в европейскую историю - Тёмные века
Комментарии