Саарти Баартман

200 лет назад в Париже умерла Саарти Баартман, женщина получившая при жизни прозвище Черная Венера.

Её родители были убиты бурами во время захвата очередного поселения капских готтентотов на Востоке современной ЮАР. Девочке, которая, как принято считать, родилась в 1789–1790 годах, повезло — ее не убили. Она стала рабыней в семье богатых бурских фермеров, живших в районе Кейптауна. Ей дали новое имя Сара, но называли Саарти. На языке африкаанс, которым пользовались ее хозяева, это была ласкательно-презрительная модификация от Сары.

Благодаря музыкальному слуху она быстро освоила язык хозяев и вполне могла прожить заурядную и по-своему благополучную жизнь горничной-рабыни в богатом доме, иметь семью и детей. Но однажды на ферму приехал английский хирург Уильям Данлоп. Он обратил внимание на особенности ее фигуры (большие выпирающие ягодицы и ярко выраженные половые органы) и предложил брату хозяина Саарти, Хендрику Цезарю подзаработать, отвезя столь необычный экземпляр в Лондон. Самой Саарти тоже пообещали, что она разбогатеет и она согласилась. В 1810 году Саарти привезли в Лондон и стали показывать за деньги в обнаженном виде всем, кто хотел ознакомиться с особенностями ее тела.

Через четыре года, когда лондонская публика утратила интерес к особенностям тела Саарти, ее продали некоему французу по имени Рео, занимавшемуся дрессировкой животных.

Последние 15 месяцев своей жизни Саарти провела в Париже, где ее точно так же, как в Лондоне, выставляли на потеху публике. Только условия жизни были хуже, а хозяин — грубее.

Зато во Франции она привлекла внимание научных мужей. Они изучали строение ее тела, приглашали ее для участия в «научных картинках» в парижском Ботаническом саду. Особенно много внимания уделял Саарти директор Национального музея естественной истории Жорж Кювье. Его интересовали не только физические, но и интеллектуальные особенности Черной Венеры, о чем был составлен специальный отчет, где, в частности, говорится о ее прекрасной памяти и свободном владении голландским языком.

Где-то через год Саарти надоела парижской публике и стала объектом откровенных насмешек, карикатур и комедийных скетчей. Она пристрастилась к алкоголю, стала зарабатывать проституцией и в декабре 1815 года умерла то ли от оспы, то ли от сифилиса, то ли от пневмонии.

После смерти её тело препарировали, расчленили, и демонстрировали во время лекций по антропологии. Скелет, мозг и другие фрагменты были заспиртованы и до 1974 года выставлялись в парижском Музее человека.

Её захоронили только после того, как вышедший из тюрьмы Нельсон Мандела был избран президентом ЮАР и в этом качестве в 1994 году официально попросил французское правительство вернуть останки Саарти на родину.

 

Надо сказать, что особенности строения тела Саарти, характерны для женщин из многих племен Южной Африки, особенно среди готтентотов и бушменов.

Восьмилетняя девочка

В племенах готтентотов в Южной Африке женщины имеют удивительную особенность: гипертрофию ягодиц — до 2 м в обхвате. Эта аномалия известна сегодня как стеатопигия, сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах человека.

Может природа так сделала, для того, чтобы носить детишек?

Интересно, что фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи свидетельствуют, что стеатопигия ранее была широко распространена в первобытных сообществах и на территории современной Европы.

 


"Венера" Grimaldi,Италия, 20000 лет

Если обратиться к истории костюма, мы увидим, что у дам почти всегда подчеркивались грудь и бедра, особенно в эпоху турнюров:

 

То есть европейская мода практически копировала сложение женщин с стеатопигией:

Без турнюра

Несмотря на множество карикатур, это считалось красивым и были изобретены различные приспособления для турнюров- от подушечек до складывающихся механически каркасов.

 

И сейчас женщины с такими ягодицами вызывают восхищение во многих странах и культурах.


Источник: открытые сайты интернета