Статья в защиту литературы

На модерации Отложенный Статья в защиту художественной лит-ры!

Детективная фантастика. Собрание сочинений в 200 книгах

Реалистическая художественная литература.
(статья, описание в защиту)

     Существует мнение, что писатели обманывают, сочиняя и выдумывая свои романы и повести. И героев, про которых пишут писатели, в жизни не существует. Есть поговорка в народе: «Вот чешет (врет), прямо по Чехову». Подразумевается, что Чехов придумал во всех своих рассказах жизненные ситуации и придумал всех героев своих рассказов, и так, якобы, в жизни не бывает. (Рассказ Человек в футляре, например). Однако все очень похоже, он, Чехов, написал так, что не поверить не возможно. И прототипы его героев могли существовать и в жизни. Само слово – художественный – предполагает, в сознаниях читателей, некий творческий вымысел. Сочинять это уже означает – выдумывать. И это верно.

     Вопросы и ответы.

     Почему Иисус Христос говорит притчами?

      Ответил Он сам в Евангелии от Матфея гл.13: 10-23. И далее, многие притчи говорит Иисус Христос.
      Притча о горчичном зерне – Мф.13: 24. Притча о закваске – Мф.13: 33. Притча о сокровище на поле, о жемчужине, о неводе – Мф.13: 44-50.
А так же: Притча о званых и избранных, и о воскресении – Мф.22:1-14; 22: 23-33. И как заправский писатель, рассказывает Иисус сочиненные Им притчи о несуществующем человеке. Разве был на свете Самарянин-милосердный, о котором рассказал Иисус Христос? Наверное, нет. И не было той ситуации, сюжет которой Он изложил в притче. Но Он хотел, чтобы люди были такими как тот Самарянин, показанный в притче. И показал еще – кого должны мы почитать, как ближних своих – это и было основной целью притчи, рассказанной Христом. В Евангелии от Луки гл.10: 30-37. А для чего нужен стал такой рассказ Христос пояснил Сам – Лк. 10: 25-29.
      И совсем как великий писатель – сочинил Иисус Христос такой глубокомысленный рассказ-сказку: это притча о блудном сыне: Лк.15: 11-32. Как и русские сказки – «было у отца три сына – двое ничего, а третий дурак».
      Вслед за этим еще есть хорошие притчи Христа: о богаче и Лазаре (Лк.16: 19-31). И притча о догадливом управителе (Лк.16: 1-9) – из которой, видимо, родилась поговорка: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей, в крайнем случае, они созвучны. Художественная литература, оказывается, не совсем простое дело. Выдумывать со смыслом, сочинять – не так просто, это надо понять, а я попробую чуточку объяснить.

     Часть 1 Дидактика.

     Это универсальное искусство учить всех и всему. Таково определение науки. И еще звучит, как «искусство из искусств», подразумевая дело чрезвычайной трудности. Это искусство учить и учиться. 
      И оно, в значительной мере, было неизвестно предшествующим векам. До того пока человек вплотную не занялся им. А произошло все не очень давно, если брать время существования человечества в целом, вообще. Человечество существует миллионы лет. И даже будь оно развито до некоторой степени цивилизации, то есть, когда использовало уже изобретения инструментов и языкознание, - это тоже было 40 тысяч лет назад. Как таково обучение, может быть, и было, но спонтанное. А школы, где применялась дидактика, появились только 6 тысяч лет назад в Шумерской цивилизации. И это, конечно, небольшой срок, по сравнению с миллионами лет существования человечества.
      Итак, дидактикой называется наука обучения.
1) Какие основания полагает это искусство или наука? Основания она черпает из самой природы вещей.
2) На чем укрепляет, что ее воззрения истинны? Это подтверждает параллельными примерами из той же природы вещей.
3) Это искусство заводит и устраивает свой порядок в соответствии с природой вещей. Распределяя все по годам, месяцам, по дням и часам.
4) И наконец, указывает легкий и верный путь для удачного осуществления применения полученных знаний на практике.
      Семена знаний: и нравственности, и благочестия, дает нам сама природа. Но семена – это еще не плоды. Природа не может дать нам сами знания той же добродетели и благочестия. Это приобретается с помощью молитвы, учения на ошибках. Молитва нужна, чтобы не погибнуть напрасно, ошибаясь непрестанно во время учения. Философы из древности определили человека, как существо способное к обучению, так как никто не может стать человеком, если его не обучить. Пример тому – Маугли, ребенок воспитанный животными.
Познавание, предрасположенность к знанию, стремление врожденное человеку, данное ему от Бога. Истинное знание свойственно Богу – все без начала, без преуспевания, без конца, ибо Он проникает везде и всюду – Дух Святой. Поэтому человек, созданный по подобию и по образу, так и стремится к истинным знаниям.
      Человеку и Ангелу этого, истинного знания, дать было нельзя, как нельзя дать и вечной жизни и бесконечности. Это есть свойства Божии. Ангелам и людям достаточно и того, что они обладают остротой ума, которым могут постигать дела Божии, и таким образом накапливать знания о Вселенной. Поэтому и об Ангелах известно, что они также учатся, созерцая все дела во Вселенной. И на то есть многие ссылки: 1Петра 1: 12; Ефесс.3: 10; 1Царств 22: 20; Иова 1: 6. И знания у Ангелов так же, как и наши, это знания опытные.       Только опыта у Ангелов очень много.
      Итак, пусть никто не думает, что Истинным человеком можно стать, не научившись действовать как Человек, а лишь живя по инстинктам. То есть не получивши наставления о том, что делает его Человеком.
      Даже на примере тела человека видно, что без обучения ничего не бывает. С рождения человека нужно постепенно учить всему: и сидеть, и ходить, и стоять, и двигать руками для работы, ложку держать правильно и то…. Итак, откуда же у нашего духа (у души) будет преимущество, чтобы без предварительной подготовки, без обучения он стал бы совершенным? Дух человека, тем более, нуждается в обучении и подготовке к жизни. И для этого от Господа Бога и даны – молитвы, посты и заповеди.
      Потому что для всего Творения существует закон – брать начало из ничего и постепенно возвышаться, становясь сущностью и действовать. Это закон всей Вселенной, его надо знать каждому.
      Так, Вселенная была в одной точке, или ее вообще не было – из этой точки от взрыва образовался газ (так думают ученые в большинстве своем). Постепенно охлаждаясь, газ сгущался, и образовались звезды и планеты из газа этого. Конечно, проходили реакции взаимодействия, образовалось множество новых элементов и так далее повествует наука физика. Так, на более сложном уровне, но по типу – из двух точек (+ и -), в теле матери рождается эмбрион, - развивается – потом рождается ребенок, потом он научается от созерцания мира и становится маленькой сущностью. Цель этой сущности – совершенствоваться. Все по одному типу, по закону Вселенной: из ничего, из меленькой точки, от меньшего к большему. 
      Ведь и относительно ангелов, которые как Бог бестелесны, известно, что они знают не все, но постепенно совершенствуются.
      Ясно также, что для человека в Раю уже была открыта школа: он созерцал всех животных и нарекал им имена (Бытие гл.2: 19- 20). Однако из беседы Евы со Змием очевидно, что им не хватало знания вещей, которое приобретается из опыта. Если бы у нее был больший опыт, что это животное речью не обладает и не может выражать звуки кроме шипения никакие. А если так, то, следовательно, здесь кроется обман – не змей говорит, но в образе его кто-то другой – дьявол. Поэтому, наверное, послан на Землю человек, чтобы учиться.
      Но теперь нам, в состоянии испорченности, трудно учиться каждый раз заново. Ведь действительно, мы приносим с собою в мир чистый ум, точно гладкий лист бумаги – не умея что-либо делать, говорить и понимать, и все это с трудом нужно приобретать с начала, с основания. С трудом, потому что вещи для нас затемнены и языки смешаны. Тому, кто в интересах науки хочет использовать различные источники нужно изучать не один, а множество языков; мало того, и на родных языках все запутано терминами, и ничто для нас не врожденно, только стремление к знаниям.
      В воспитании нуждаются и тупые и даровитые. Образование необходимо всем. Тупым людям оно нужно, чтобы освободится от своей тупости. Но гораздо более нуждаются в образовании люди даровитые, обладающие неким талантом. Так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. «Свято место пусто не бывает» - бесы быстро находят применение даровитому уму. Оттого производители наркотиков – талантливые химики, производители фальшивых денег – талантливые художники, печатники, а производители атомной бомбы – это великие нобелевские лауреаты физики, и Эйнштейн.
      Чем плодороднее поле, тем больше на нем вырастают сорняки и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетели. Может поэтому Бог дал Библию, молитвы и поставил священников для хранения и передачи мудрости.
      Упражняй свой ум Человек, - чтобы набраться мудрости – призывает Писание, через пророков. Молись ко Господу, призывают пророки, - и пошлет Духа Своего на помощь уму твоему, чтобы достигнуть образа совершенного Человека по образу и подобию Божьему.

      Часть 2 Словесность.

      Зародившись на заре цивилизации, подлинное искусство на протяжении тысячелетий было добрым другом и задушевным спутником человека, выразителем его сокровенных дум, чувств, намерений и свершений. В лучших своих созданиях, оно выполняло и выполняет сейчас высокую миссию глашатая гуманистических идей и принципов.
      Искусство слова являлось хранителем знаний и учителем для многих людей. И Библия – Книга-книг, написанная с высоким искусством талантливыми, от Бога, пророками; ее писали около 40 человек. И псалмы и пророчества выражены словами высокой поэзии. Песни Давида наполнены глубоким смыслом, так что Псалтырь считалась учебной книгой в славянской Руси. А в событиях библейских сюжетов даны яркие образы.         Высокохудожественным словом запечатлены действия Ангелов (как в книге Товита), и действия Святого Духа (как в повествовании о Славе Господней, явившейся Илии в тихом дуновении ветра – 3Царств19: 9-14).
      А сколько притчей рассказано всеми 40 пророками, из чьих книг составлена Библия. Моисей рассказал в образах, - о Сотворении Вселенной и Человека. Рассказал о первом грехопадении, и еще о первом убийстве, и о Потопе и Ное, что спас население Земли. Не случайно имена героев книг Моисеевых стали нарицательными. Окаянными – подобными Каину, называют грешников. Семиты – народы происходящие, якобы, от сына Ноя – Сима. А сын Ноя – Хам, стал олицетворением пошлости, совершив неблаговидный поступок – Бытие 9: 20-25.

      Образы художественной литературы из близкого к нам прошлого тоже вошли в нарицательные, - такие как Маниловщина, например, из произведения Гоголя «Мертвые души».
      Глубина образных обобщений, разнообразие художественных форм – это неотъемлемая особенность подлинного реалистического творчества. Реализм в литературе и искусстве – это не серое, унылое копирование действительности. Но это не лишенное полета фантазии и живой эмоциональной взволнованности описание жизни.
      Все это присутствует в Библии. Как, например, - ярко и образно описывает видение Славы Божией пророк Иезекииль: «и бурный ветер… великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него». И строение «аппарата» не мог пророк описать, не зная к тому слов.     Поэтому ему приходилось описывать в образном сравнении с животными, которых он знал: «видно было подобие четырех животных… облик их был, как у человека, а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца…» - и еще – «Подобие лиц их – лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех четырех; а с левой стороны лицо тельца и лицо орла у всех четырех».

      Не можем мы сказать, глупо думать, что Иезекииль видел ноги коровьи и львиные рыла. Он использовал литературно-художественный метод сравнения. И он, пророк, был тогда великим писателем, так что творчество его почиталось и хранилось в веках до нашего времени. Как сохранилось и творчество Гомера с его Илиадой, приключениями Одиссея, творчество Эзопа, отраженное в баснях Крылова и творчество многих других писателей.

      Реалистическая литература отражает тесные связи между человеком и социальной средой, воссоздает то воздействие, которое жизнь оказывает на формирование характеров людей. Одновременно открытия реализма связаны с изображением силы человека, его воздействия на обстоятельства, на окружающий мир.
      Совершенно несомненно, что за всю историю литературы существует своя глубокая преемственность, опора на традиции и одновременно обогащение словесного искусства новыми достижениями. Во времена Гомера писались поэмы, а сейчас пишут романы, как «Война и мир» и д. р.
       Но в любом случае, значение произведений литературы и искусства неотъемлемо, неотделимо от объемных художественных обобщений, которые раскрывают явления развивающейся исторической действительности.
      Во всей мировой литературе с большой глубиной и убежденностью воплощены земные чувства людей, охарактеризованы внутренние силы человеческой натуры, описаны всесторонне его жизненные качества. Одновременно раскрыты и те сложные конфликты, с которыми человек сталкивался во время общественного развития.
       Мощные по накалу страстей, по психологической масштабности, глубоко правдивые характеры воплотил в своих исторических хрониках Шекспир. Все знают слова Гамлета: «Быть или не быть, вот в чем вопрос!». Сервантес – гротескно смешивает в образе своего героя черты старого мира и черты гуманизма. Дон-Кихот стремится действовать, неудачи и тяжелые огорчения не останавливают его. Он преисполнен веры в правду жизни и веры в людей до наивности. Эта одержимость героя идеями справедливости и добра, какой бы безумной эта одержимость не казалась, - это явление подчеркивает ненормальность всей жизни. Ибо жизнь окружающая Дон-Кихота, в основе своей составляет – угнетение одних другими, неуемный меркантилизм, беспощадная жестокость.
      Сохраняя верность идеалам гуманизма, писатель Сервантес охарактеризовал реальную жизнь, которая вызывала у него чувства горечи и скорби за общество людей.

      Писатели-реалисты изображали в реальных взаимодействиях конфликты человека с миром. Выражали, таким образом, свое отрицательное отношение ко многим явлениям социальной действительности. Однако верили в силу человека, в его изначально чистую природу. Так Дидро горячо защищал человека, как объекта художественного творчества: «Значит, человеческая природа хороша? Да, друг мой, и очень хороша. Вода, воздух, земля, огонь – все хорошо в природе, (а человек из всего этого состоит, тогда он четырежды хорош)…. Нужно винить жалкие условности, развращающие людей, не человеческую природу».   
       Действительно, каждого взволнует рассказ о великодушном поступке (спасение жизни ребенка, например). И не холодно воспримутся жалобы достойного человека, просьбы о помощи отзовутся в сердце.
      Вера в творческие силы человека, в его разум у писателей-реалистов соединяется с убежденностью в том, что полезные и здравые идеи – способны оказывать глубокое влияние на людей, через художественные произведения. Назначение литературы и искусства в том и заключается, - чтобы внушить идеи добра и гуманизма возможно большему числу зрителей, читателей, слушателей. Цель искусства – научить нас, что ж мы должны делать и чего не делать; ознакомить нас с истинной сущностью добра и зла. Воздействие такого рода идей и определяет развитие общества.

      В Евангелиях написанных писателями-апостолами образно поданы взаимоотношения между людьми. И человечество восприняло их так близко, что поменялся весь общественный строй. Из грязного  дикарского язычества – общество обратилось в чистоплотное христианство, с его омовениями, чистыми руками и так далее. Если идеи могут сильнейшим образом воздействовать на человека, они в состоянии изменять и его духовный внутренний облик, вести его по пути добра.
      Чтобы обладать всеми качествами, реалистическая литература использует многие и притом отличающиеся друг от друга формы художественного обобщения. Типизация  общих свойств социальной жизни – это одна из форм литературы. В центре внимания здесь не судьбы отдельных героев, а раскрытие характерных черт, присущих общественной действительности.
      Создание характеров вовсе не единственный способ типизации явлений и процессов жизни. Однако важнейшая черта реалистической литературы – отражение и изображение действительности во всех ее проявлениях. Вот тут и свойственно многообразие форм выражения.
      Писатель всегда рисует (описывает) оригинальные, незаурядные характеры. В статье о «Пармском монастыре» Оноре де Бальзак высказал интересную мысль: «Чувство – соперник понимания, как действие – антагонизм размышления». Действительно, иногда хочется понять человека, но чувства отталкивающие не дают этого сделать. И так же, сразу сделанное и, вдруг, развалившееся дело приводит к досаде: прежде надо было размыслить, подумать о деле хорошенько.
       Писатель выразительно раскрывает также самоотверженность и большое чувство героев, побуждающие их совершать смелые и великодушные поступки, идти на большие жертвы. Этим и отличает писатель истинную человеческую страсть от низменных влечений, мелких побуждений. Писатель не просто передает свое понимание жизни, свои наблюдения и художественные открытия, - он стремится воплотить их так, чтобы они производили наибольшее впечатление на читательскую аудиторию. Эта особенность художественных произведений не является чем-то экстраординарным и не вполне обязательным. Она составляет неотъемлемую принадлежность и содержания и формы.

      Созданию любого значительного художественного произведения предшествует сложнейшая творческая работа. Талант – на 10 процентов дар, а на остальные 90 процентов это труд, работа. И заключается она во многом: 1)в отборе материала, 2)в выделении характерного, впечатляющих черт, 3)в прояснении своеобразия отдельных образов, в чем их отличие, 4)в определении их взаимосвязей, 5)в осмыслении общей композиции произведения, - и много мелких трений возникающих в творческом процессе. Во все это нужно вкладывать свой ум и знания. Вся эта огромная работа остается неизвестной читателю, он видит только результат всей творческой работы писателя – готовый роман.
      Характеризуя процесс восприятия литературного произведения можно отметить, что в одном мы имеем дело с последовательной сменой фраз и слоев – частей произведения, а в других случаях – множество совместно выступающих разнородных компонентов. Это как монолог может прерваться повествованием об обстановке, затем диалог героев и вновь рассказ. Многослойность литературного произведения возникает из-за того, что образующие элементы обладают различными свойствами. Компоненты встречающиеся в каждой из фаз произведения характеризуются по типам.
      С точки зрения общего типа это следующие компоненты произведения:
А) то или иное языково-звуковое образование, звучание слова от поставленных под ударение в начале или в конце его и т. д.
Б) значение слова или смысла языковой единицы, сказанное простым просторечием или возвышенно или литературно-нейтрально.
В) сам предмет, изображенный в произведении или отдельные его части, через которые можно узнать предмет, а может пространное его описание, дающее общую картину.
Г) тот или иной вид, в котором изображен предмет произведения. В гротескной форме, в комической, в уменьшенной или в подробности целый.
Нетрудно видеть, что многослойность художественных произведений, понимаемая таким вот образом представляется очень сложной. Но ясно из этого, что произведение художественное – не есть какие-то записки, рассуждения. Писатель стремится к тому, чтобы сделать свое поэтическое творение наглядным для всех слоев общества, для всех   читателей.
      В этой связи можно сказать, что талантливый писатель и не пытается и не передает все индивидуальные особенности присущие объектам художественного творчества. Наоборот, он выбирает характерное, типичное из многих, соединяя с чертами своего героя.       Сущность искусства состоит совсем не в том, чтобы воспроизвести действительность в какой-то конкретности. Социальное назначение, эстетический смысл произведений литературы и искусства заключается прежде всего в создании значительных художественных обобщений, которые сыграют важную роль в духовной жизни человека и общества. Художественное произведение создается не только для того, чтобы объективировать образное освоение действительности, но и с целью воздействовать на «потребителя» искусства.
      Леонид Леонов высказал интереснейшую мысль: «Истинное произведение искусства, произведение слова в особенности, - это есть всегда изобретение по своей форме и открытие по содержанию». Мысль верная потому даже, что она подчеркивает роль творческих исканий художника, его целенаправленных исканий, в то же время сопровождаемых глубокими сомнениями. И тут же не исключается интуиция, и огромные усилия воли, которые ведут к созданию совершенного художественного произведения. Ни изобретение и ни открытие не возникают самопроизвольно.
      Леоновская характеристика своеобразия произведений литературы и искусства несомненно верная и справедливая. Их социально-эстетическая функция в значительной мере определяется теми художественными открытиями, которые они несут в себе, а также мастерством авторов, запечатленным в них, которое и есть специфический вид изобретения.
      Творчество писателя представляет собой системное единство. Системное потому, что каждого талантливого писателя отличает свой круг тем, идей и образов. Это верно и тогда, когда круг писателя очень широкий. Художественные искания писателя отмечены своеобразной универсальностью, своим собственным стилем.
      Крупные писатели нередко высказывали неудовлетворенность сложившимися формами художественного отражения жизни. А именно, - той ролью, которую в нем играет творческий вымысел. Флобер был убежден в том, что в литературе наступает пора строгого объективного описания явлений, людей и их характеров. Описания такого, что неотделимо (очень сходно) с пристальным изучением того, что происходило в действительности.
      Еще более решительны отдельные высказывания Льва Толстого по этому поводу. В письме к Н. Ф. Наживину он писал: «Я давно уже думал, что эта форма (роман) отжила, не вообще отжила, а отжила как нечто важное. Если мне есть что сказать, то не стану я описывать гостиную, закат солнца и тому подобное. Как забава, не вредная для себя и для других – это да. Я люблю эту забаву. Но прежде на это смотрел как на что-то важное. Это кончилось».
      Итак, литература должна приближаться к действительности. Творческое воображение должно работать так, чтобы было похоже, неотличимо от действительности, все должно быть реально.
      Перефразируя Л. Толстого: если есть что сказать – не надо описывать природу-погоду, надо говорить о жизни, о действительности. И так талантливо должно работать творческим воображением, чтобы читатель воспринимал его за точное, почти документальное описание жизни, как саму действительность, которую он видит каждый день.
Сергий Чернец.