4 февраля, 2015
Кремль пока не готов ввязываться в большую войну в Украине, и, тем более, войну с Западом, но ищет все возможности для подрыва украинской государственности. Такое мнение высказала ведущий исследователь Московского центра Карнеги, российский политолог Лилия Шевцова.
Вопрос поставок оружия, особенно оружия летального, в том числе и оборонительного, – это сейчас болезненный и острый вопрос для Европы и для Америки. Европа не может поставлять оружие, не подвергая себя риску разрыва отношений с Россией и российского ответа.
Сейчас нет речи о том, чтобы Европа поддержала Украину в военном плане. Оружие может поставлять НАТО и США. Конгресс в своем акте поддержки Украины уже предложил президенту начать такие поставки. Президент Обама подписал соответствующий указ и теперь у американцев есть легальная законодательная база для поддержки Украины.
До сих пор Обама размышлял над этим вопросом и не был готов категорически расширять в его понимании конфронтацию в Украине, ибо опасался, что Америка и НАТО будут вовлечены в военный конфликт с ядерной державой. Неуверенность Обамы, его нерешительность и нежелание ввязываться в военную историю – это была политика президента США вплоть до сегодняшнего дня. Но сейчас в Вашингтоне возникла новая ситуация. Если до недавнего времени противники военной помощи преобладали в интеллектуальном и политическом сообществе, то сейчас возник другой мощный голос, и он нашел отражение в подготовке совместного доклада нескольких наиболее влиятельных американских научно-исследовательских институтов. Доклад называется "Как сохранить независимость Украины, как сопротивляться российской агрессии и что США и НАТО должны сделать". Этот доклад на этой неделе уже был опубликован, по нему началась дискуссия.
Все это значит, что в интеллектуальном и политическом сообществе Вашингтона начались споры, и в них звучит голос и сторонников жесткой реакции американцев на кризис вокруг Украины и вовлечения США в поддержку Украины. В этом докладе прямо говорится, какое именно вооружение и как его нужно поставлять украинцам. Мы можем сделать вывод, что после январского наступления сепаратистов и трагедии в Мариуполе началась новая история украинских дебатов в европейских столицах, но, прежде всего, в Вашингтоне. В соответствии с разделением ролей Европа может усилить санкции, а вот Америка на сегодня является, пожалуй, единственной страной, которая может заняться военным аспектом этой истории.
Дебаты начались, и к чему они приведут, пока неизвестно.
Уже вчера и сегодня раздались серьезные протесты другой части вашингтонского сообщества, которая считает, что американцам ни в коем случае нельзя ввязываться в украинский конфликт, потому что, по их мнению, украинцы не могут обслуживать современное американское вооружение, а следовательно, нужно отсылать американских инструкторов в зону конфликта. Любая гибель американского инструктора на украинском поле битвы уже может привести к вовлечению двух стран в ядерную катастрофу.
Примером такой статьи является статья Томаса Грэма, которая вышла в Financial Times сегодня ночью. В этой статье говорится: "Киеву нужно сказать, что Киев не может победить", а если посылать американских солдат в Киев, это только углубит трагедию. Так пишут очень влиятельные американские аналитики, которые представляют Фонд Карнеги. Началась полемика, и каким образом она повлияет на решение Обамы, пока трудно предсказать. Но факт остается фактом, и Запад начал размышлять в новой парадигме о том, как помочь Украине и как остановить военную агрессию на Донбассе.
Если же все все-таки США примут решение о своем участии в конфликте, мне очень трудно размышлять, каков будет ответ России. Речь идет не о том, что думает Путин в Москве, речь идет о том, что мы имеем русскую систему самодержавия, которая на данном этапе своего развития, на этапе загнивания и деградации, может себя защищать только военными средствами, сдерживанием, агрессивностью и созданием сфер влияния вокруг себя.
Здесь проблема гораздо более серьезная, проблема в логике этой системы, а не только в умонастроениях Путина. Мне кажется, что для этой системы будет гибельным признать свое поражение, но готова ли она ввязаться в ядерную авантюру? По крайней мере, сейчас дискуссии вокруг российской военной доктрины, ее обновленности, а также действия России на фронте переговоров о ядерном нераспространении говорят о том, что Кремль очень осторожно подходит к вопросу об использовании ядерного оружия.
Очевидно, в Кремле есть ощущение определенного прагматизма, но как Кремль видит красную черту, через которую переходить невозможно ни при каких обстоятельствах, трудно сказать. Даже в случае возвращения к советской практике опробования обороноспособности государств – членов НАТО, когда российские бомбардировщики делают облеты северного маршрута и летают вдоль границы Швеции и Великобритании, говорить о том, что такая военная игра перейдет в катастрофу, трудно. Нужно сделать все возможное для того, чтобы этого избежать.
Пока я не думаю, что Кремль готов ввязываться в большую войну в Украине, и, тем более, в войну с Западом. Я думаю, что Кремль сейчас ищет возможности, прежде всего, экономические и финансовые, для подрыва украинской государственности и удушения Украины.
Комментарии
Не обязательно. Послать их можно в Польшу, куда и приедут украинцы для обучения. Польша с готовностью предоставит лагеря для этого.
Если в Украине погибнет американский инструктор, то это может привести к ядерной катастрофе? Что за бред?
Можно посылать инструкторов как "добровольцев", в частном порядке, что Россия, кстати, и делает. Миссия военных экспертов США, насколько известно из Интернета, уже давно работает в Украине. К сожалению, среди американцев есть и жертвы, правда, единичные. Продолжение ниже.
Наверное, Томас Грэм - агент интересов Москвы. Победить для Украины не означает дойти до Москвы или Владивостока. Это означает лишь восстановить суверенитет над всей территорией Украины.Примеры, когда значительно более слабая сторона изгоняла сильного агрессора, немало. Например, Вьет Конг изгнал армию США из Вьетнама. Моджахеды в конце концов прогнали советскую армию из Афганистана.
Киев может и должен - при условии консолидации народа вокруг своей власти, - победить.Окончание ниже