
Ефрем Никитович Соломенцев
Протвино. Южный рубеж обороны Москвы.
9 мая 2014 года
Фото М.М. Конопли
Гвардии рядовому в отставке Ефрему Никитовичу Соломенцеву - участнику обороны Москвы, Сталинградской и Курской битв, с боями бравшего Полтаву, Кременчуг, Кировоград, Киев, Львов, Сандомир, Бреслау, Дрезден и дошедшему до Праги,
6 февраля 2015 года исполняется СТО ЛЕТ!
ЭХ, ДОРОЖКА, ФРОНТОВАЯ …
(из воспоминаний гвардии рядового в отставке Е.Н. Соломенцева)
Ефрему Никитовичу 6 февраля 2015 года исполняется сто лет, но он по-прежнему выглядит молодцом. Энергичен, хороший собеседник, обаятельный человек. В его богатой биографии было много интересных эпизодов и встреч с известными людьми. Он общался с Надеждой Константиновной Крупской (женой В.И.Ленина). На фронтах Великой Отечественной военный шофер неоднократно встречался с прославленным Маршалом Г.К.Жуковым. Е.Н.Соломенцев видел под Сталинградом плененного главнокомандующего группировкой немецко-¬фашистских войск фельдмаршала Паулюса…
Родом Ефрем Никитович из деревни Михайловка Курской области. Детские годы пришлись на времена революции, гражданской войны и послевоенной разрухи. В семье было 6 детей, особого достатка не было, время было такое. Отец Е.Н.Соломенцева работал горным десятником (на современном языке - бригадиром) от Московского геолого-разведывательного управления. После окончания 7-ми классов Ефрем Никитович также работал в геологоразведке. В 1940 году его призвали в армию и направили в часть на станцию Борзя, что в Забайкалье, а далее танковая часть в Хабаровске. Там Соломенцев окончил курсы шоферов, там его застало начало Великой Отечественной войны. Уже 28 июня 1941 года эшелон, где находилась его машина ГАЗ-2 (трехосный автомобиль), следовал на запад. А далее фронтовые будни на Западном фронте: доставка личного состава, боеприпасов и горючего на передовую; вывоз раненых в тыл и другие боевые задачи. Воевал Ефрем Никитович в составе 7-го автомобильного полка. После разгрома немцев под Москвой часть своим ходом в течение двух недель была переброшена под Сталинград, где создалась критическая ситуация: враг рвался к Волге. И опять у Ефрема Никитовича бессонные ночи, так как днем вражеская авиация постоянно бомбила и обстреливала все фронтовые дороги и пути. Только, как правило, в темное время суток можно было проследовать на передовую. И это в сильный мороз, по незнакомой местности, строжайше соблюдая светомаскировку. Ефрем Никитович добрым словом вспоминает командира полка подполковника Зеленого: “Хороший был офицер, умелый организатор и руководитель подчиненных”.
После окружения вражеской группировки под Сталинградом Е.Н.Соломенцеву пришлось охранять штаб фронта. Там он и увидел плененного немецкого фельдмаршала, там же, на станции Бекетовка, наблюдал за передвижением плененных немцев. Колонны были по 16 рядов, десятки тысяч. Вспоминая этот эпизод, Ефрем Никитович отметил, что душу его в тот момент переполняли два чувства: горечь и боль за погибших товарищей и радость от того, что хваленые немецкие вояки кто в чем одет еле плетутся по заснеженной дороге в наш тыл.
Далее фронтовые дороги привели военного шофера под Курск. В районе Прохоровки развернуло ось самое большое танковое сражение Второй Мировой войны. И опять дни и ночи в пути. Фронту нужны снаряды, горючее и другое.
А далее бои за Полтаву, форсирование Днепра, взятие Киева. Ефрем Никитович вспоминает о своих впечатлениях от увиденного в разрушенной столице Украины. Невольно думалось, отмечал Ефрем Никитович, сколько нужно сил и средств, чтобы восстановить этот красивый древнерусский город... Здесь он сдал свою боевую подругу - ГАЗ-2, которая верно служила ему целых 2,5 года. Служила, выручала, спасала. Дальнейшая служба проходила в 34-ом автомобильном батальоне. Опять бои за Львов на Сандомирском плацдарме, и наконец, Германия, бои за Дрезден. Для Ефрема Никитовича война закончилась не 9 мая, так как 10 мая батальон был переброшен к столице Чехии, Праге. И только через несколько дней с вражеской группировкой было покончено, и наступил долгожданный мир.
После демобилизации Ефрем Никитович Соломенцев опять пошел в геологоразведку. В 1947 году в составе партий он прибыл в район будущего наукограда Протвино. Здесь предстояло вести геолого-разведывательные изыскания. Жили геологи в Серпухове. Некоторое время Ефрем Никитович работал на мотозаводе. В 1960 году на площадку Серпухов-7 прибыли военные строителей. Супруга Соломенцева, Евдокия Евгеньевна, также фронтовик, работала в воинской части фармацевтом в аптеке. Ефрем Никитович перешел на работу в УС-620, где работал слесарем-инструментальщиком до 1985 года ...
В ходе нашей непринужденной беседы Ефрем Никитович поведал о некоторых эпизодах фронтовой жизни...
. . . под Москвой, в 1941 году, недалеко от передовой линии у него заглохла машина, мотор не запускался, а мороз более 20 градусов. В кузове ящики с зажигательной смесью. Когда Ефрем Никитович устранил неисправность и догнал колонну, фашисты уже перерезали дорогу. Ряд водителей стоял и не решался двинуться дальше. Медлить было некогда. И рядовой Соломенцев дал газу. Эти полтора километра, по воспоминаниям Ефрема Никитовича, казались вечностью. Кругом свистели пули, рвались снаряды. Когда проскочил и остановился, весь тент и кузов были пробиты пулями...
Фронтовик вспоминал эпизоды периода Сталинградской битвы. Как вывозили раненых военнопленных (более 1000 человек). Они самостоятельно передвигаться не могли - полное истощение. В подземном госпитале, недалеко от ставки Паулюса, тысячи раненых немцев, румын лежали на 3-х ярусных нарах. Мертвые с живыми вперемешку.
В 1944 года в Польше гвардии рядовой Е.Н.Соломенцев охранял штаб части. В это время к штабу доставили пленного немецкого офицера. Фашист воспользовался невнимательностью одного из часовых, убил его и скрылся. Всю ночь бойцы находились в оцеплении, вокруг рожь, у здания большая клумба с цветами. Утром Ефрем Никитович с сослуживцем решили осмотреть клумбу. Его напарник нашел там немца, который ранее убежал. Командование наградило бдительного бойца орденом Красной Звезды.
В ходе беседы Ефрем Никитович неоднократно подчеркивал товарищеские отношения в воинском коллективе. В роте были воины многих национальностей. Особенно много было уроженцев Казахстана. Всегда, когда выходила из строя машина, эти ребята спешили на помощь. Работали скоро и не считались со временем. Дух взаимопомощи и поддержки очень был нужен в трудных ситуациях боевой обстановки.
Вспомнил ветеран и курьезные случаи. В Германии, в районе Дрездена, он с командиром взвода обнаружил случайно подземный склад со спиртными напитками и продуктами - от увиденного глаза разбежались. Набрали водки, вина, колбасы и других товаров. Прихватили три пары сапог охотничьих. Когда принесли в роту, многие хотели сходить на склад. Повел их Ефрем Никитович, но, сколько не искали, не нашли. Вот так маскировались важные объекты у немцев.
В Чехословакии Ефрема Никитовича чуть не женили. Приглянулся бравый солдат одному бюргеру в пивной. Она принадлежала чеху. Чех воевал в гражданскую войну в России и хорошо знал русский язык. У чеха была красивая дочь. Сватал заботливый папаша дочь за русского солдата, однако, Ефрем Никитович был тверд. У него на родине была жена и ребенок. На прощание хозяин пивной передал в Россию колбас и копченостей: «Угости мол, свою семью нашими чешскими деликатесами»...
Беседа наша явно затянулась. Полагая, что Ефрем Никитович устал, я поблагодарил и собрался было уходить, но не тут-то было. Старый солдат запротестовал: “Это не по-нашему”, - заявил он и предложил фронтовую чарку. В какой-то момент подумалось - вот на таких людях и держится Россия: уважительных, мужественных и скромных.
Ведь Ефрем Никитович ни разу не обмолвился о своих наградах. А ведь у него, гвардейца, только боевых орденов и медалей семь!
Вот такие люди остановили врага у стен Москвы в 1941 году и одержали Великую Победу над фашизмом в том далеком сорок пятом...
Материал подготовлен сотрудниками отдела воинского учета и военно- патриотического воспитания молодежи г. Протвино
В.М. Романенко и О.Е. Захаровой
http://www.protvino.info/index.php/home/37-ps/406-2011-12-07-18-37-16
Комментарии
Рад этому букету за Ефрема Никитовича.