Схема пропаганды в поддержку войны в восточной Украине
Главная задача любой военной пропаганды – мобилизовать поддержку своего населения на одобрение войны (или экспансии). А также – деморализовать население противника, и привлечь симпатии третьих стран (с этим у Кремля пока ничего не выходит). Первая задача в целом решена – российский народ в большинстве своем поддерживает войну до победного конца в Украине.
Как это достигается?
Во-первых, надо убедить свое население в правильности своих действий и обвинить в разжигании кризиса противника. В данном случае – новые власти в Киеве и Запад. Для этого вся вина за кризис возлагается на Майдан, оппозицию и стоящий за ними Запад. Вина Януковича за развал экономики, непоследовательные игры с ЕС, дикую коррупцию в его семье и ее окружении уводится в тень. Для разжигания ненависти к противнику новая власть в Киеве навязчиво ассоциируется исключительно с «фашистами», «крайними радикалами», «карателями», и якобы причастности США и ЕС к свержению клики Януковича.
Во-вторых, агрессором следует объявить противную сторону («мы не хотели войны»). Для этого придумываются истории о страшных преследованиях русских, о планах нападения на Крым, ликвидации российской военной базы в Севастополе и обвинения в гибели мирных граждан Донбасса исключительно по вине украинских военных. При этом мирные граждане гибнут в не меньшей степени и по вине российской армии и по вине плохо обученных местных пособников российским интервентам. Но хуже всего – мирное население неоднократно расстреливалось специально местными бандитами, состоящими на службе русской оккупационной армии с целью обвинения украинской стороны в гибели людей.
В-третьих, врага надо персонифицировать и демонизировать. Здесь все годится. Особенно полезно выведение на первый план пропаганды реальных бандитов и националистов – как будто бы именно они и только они являют собой новое киевское руководство (Ярош, Парубий, Музычко и пр.)
В-четвертых, свои действия следует объяснять не стремлением к захватам и экспансии, а исключительно гуманистическими мотивами. «Никто не хотел и не собирался вводить военных или аннексировать Крым или другие части соседних государств. Речь идет исключительно о защите беззащитных напуганных людей, о следовании их доброй воле. Иначе (это подается как само собой разумеющееся) – им всем грозила бы неминуемая смертельная опасность.»
В-пятых, надо показать народу, что враг жесток, циничен, бесчеловечен.
«В отличие от нас – гуманистов и пацифистов». Врагов следует изобразить нелюдями, чтобы оправдать возможные свои жестокости и зверства. Неудобные факты следует замалчивать или обвинять противника в собственных военных преступлениях.
В -шестых, полезно свои истинные намерения приписать врагу. Например, если речь идет о стремлении и потом решении присоединить к себе часть другого, братского и соседнего государства, то следует обвинить ЕС, США, Запад в целом, а также новые власти в Киеве в стремлении к мировому господству, гегемонии, к отторжению от России ее исконных территорий и сфер жизненно важных интересов.
В-седьмых, важно подавать все свои действия, как сугубо законные, легитимные. А действия противника – как нарушение всех мыслимых правил и законов. Поэтому Путин ссылается на «законное право народов на самоопределение», которое он решительно отрицал в отношении народа Чечни и народа Косово, но столь же решительно поддерживает в отношении народов Абхазии, Южной Осетии и Крыма. Захват власти в Киеве поэтому – это преступление и узурпация, а референдум за отделение в Крыму, не предусмотренный ни Конституцией, ни законами Украины – законное и легитимное действие.
В-восьмых, успех военной пропаганды всецело зависит от ее тотальности. Недопустимо наличие сильных независимых от властей каналов встречной информации, способной выявить и разоблачить ложь, распространяемую военной пропагандой. Поэтому в России принимаются решения по зачистке информационного поля.
СССР успешно применял эти принципы во время ввода советских войск в Венгрию, Чехословакию, Афганистан, развязывания коммунистами войны во Вьетнаме, разжигания арабо-израильских войн и других войн на Ближнем Востоке для взвинчивания цены на нефть. Российские СМИ применяют эти принципы и сегодня, освещая события в Грузии, в Сирии, на Ближнем Востоке, в Приднестровье, в прибалтийских странах и на Украине.
Независимая информация проигрывает массовой пропаганде. Целые народы становятся жертвами промывания мозгов российскими телеканалами, проплаченными из бюджета России. Кремлевская пропаганда, на которую в 2014 году российский бюджет истратил 2,6 млрд долларов, достигла новых высот по сравнению с советской пропагандой. Под заявления российских политиков о поиске мира на самом деле разжигается военная истерия.
По материалам vitki.org
Комментарии
Дальше можно не читать
Это Путин печенье на Майдане раздавал бандеровцам. :)
Нет необходимости убеждать свое население, поскольку и украинское население так считает.
"Порошенко, Яценюк, Турчинов принесли в наш дом войну" - это мнение Всеукраинского Братства.