Диалог унтера Пришибеева с енералом Скалозубом .....

В физике для создания математических моделей используются абстракции, позволяющие пренебречь некоторыми свойствами объектов. Таковы, например, идеальный газ, или абсолютно упругий удар, или абсолютно твердое тело. В «Воскресном вечере» от 1.02.2015 Владимир Соловьев наконец заполучил к себе в студию идеального путинского чиновника, первого вице-премьера России Игоря Шувалова.

Соловьев долго добивался Шувалова. Он его кликал в своей заключительной речевке почти в каждом «Воскресном вечере». Не по фамилии, конечно, но так, что было ясно: ему нужен главный по коллапсу российской экономики. Это все равно что назвать Шувалова по фамилии, имени и отчеству. Вообще-то Соловьев в своих прощалках не мелочится. Он постоянно говорит о том, что готов принять у себя в студии Обаму с Путиным, а заодно не побрезговал бы поспрошать кой о чем Кэмерона с Меркель и Олландом.

Готов выступить модератором диалога мировых лидеров. То есть видит себя кем-то вроде председателя большой пятерки, или восьмерки, эдаким штурманом Земного шара. Обама с Путиным в студию, несмотря на зов, пока не явились, а вот Шувалов прибыл.

Диалог Соловьева с Шуваловым напомнил детскую игру, которая начиналась с вопроса «Вы поедете на бал?», и далее: «Вам барыня прислала 100 рублей. ''Да'' и ''нет'' не говорите, черный с белым не берите…» и т.д. Основной предмет беседы, естественно, кризис, цены, курс рубля. Вопросы Соловьева отскакивали от Шувалова как мячик от идеально ровной стенки.

Соловьев: как мы дошли до жизни такой? Почему вдруг кризис? Шувалов: экономика развивается циклично, бывают взлеты, потом кризисы. Соловьев: почему в антикризисном плане правительства нет структурных изменений?

Шувалов: на них не готово общество. Разве мы готовы тотально закрывать школы? Это было бы эффективно с точки зрения здравого смысла. Но на это не готово общество. После этих слов Шувалова много прояснилось. Во-первых, стало ясно, что скрывается за этой загадочной фразой про «структурные реформы», которая постоянно звучит в горних вершинах российской власти. Вот теперь понятно, что это в переводе с кремлевского и белодомовского означает тотальное закрытие школ. Во-вторых, стало ясно, что эти структурные реформы требуют полного и окончательного одичания народа. Поскольку иначе общество всегда будет против тотального закрытия школ.

Соловьев: пояса затягивать надо? Может, начать с Газпрома и «Роснефти»? Например, отказаться от финансирования баснословно дорогих спортивных клубов................................... Шувалов: это популизм. Газпром и «Роснефть» — это частные компании и там все решают акционеры. Стало ясно, что пояса затягивать, конечно, придется, но в список тех, кого это касается, не входят ни Газпром, ни «Роснефть», ни другие члены «Клуба толстяков».

На диету посадят средне- и малоимущих граждан.

Соловьев: почему рубль так зависит от доллара? Шувалов: вы живете в России — не надо обращать внимание на доллар. Многие кинулись покупать доллары и в результате своим ажиотажным спросом на доллар подняли его курс.............. Стало ясно, что во всем виноваты граждане, которые своей бестолковостью и глупой жадностью мешают идеальным чиновникам в правительстве работать, создают им проблемы.

Соловьев: а цены в магазинах?.......................... Шувалов: мы запустили ФАС, работаем с торговыми сетями, смотрим обоснованность цен. Торговцы воспользовались моментом, они хотят сохранить свою доходность в долларах. Этому оправдания нет. Если они не поймут, будем принимать меры, соответствующие законы.

Стало ясно, что опять идеальному чиновнику мешают какие-то побочные, лишние свойства людей. Например, желание производителей и торговцев сохранить свою доходность, в том числе и в валюте. Желание это, безусловно, возмутительное и антиобщественное.

Тут, правда, газета «Ведомости» спросила у отраслевых экспертов и производителей продуктов, какова доля валютных затрат в себестоимости основных продуктов питания. Оказалось, что в среднем валютные затраты составляют не менее трети от готового отечественного продукта. Российская капуста и морковь, например, на 75% состоят из валюты, отечественные куриные яйца зависят от курса доллара на 75-80% и т.д. Все это, естественно, не оправдывает антипатриотических действий российских предпринимателей, которые, расплачиваясь за себестоимость продукта долларами, почему-то повышают цены вслед за ростом курса этого самого доллара.

Наблюдая за игрой в вопросы и ответы Соловьева и Шувалова, было любопытно, смогут ли они выдержать правила той самой детской игры про «''да'' и ''нет'' не говорите». Они смогли. Говоря о причинах кризиса, падения курса рубля и роста цен — эти люди ни разу не произнесли слова «Крым», «Украина», «Донбасс», «изоляция», «санкции». И только в самом конце Шувалов сделал политическое заявление о том, что «Мы правы!», «По Крыму мы правы!», «По Украине мы правы!». И наконец: «Нас не сломить».

Абсолютно твердое тело. Идеальный чиновник. Ничего лишнего. Ни лишних мыслей, ни лишних слов, ни лишних эмоций. Когда сверху скажут, что «общество готово», проведет «структурные реформы» и закроет все школы, все больницы, все вузы и поликлиники. В стране не будет ничего лишнего. А у идеального чиновника на идеально гладком лице ни один мускул не дрогнет, ни одна морщинка не появится..........................автор  Игорь  Яковенко .............