Сводки с фронтов экономической войны

На модерации Отложенный

Итак — «путиннеслил». Просто по одной причине. «Слить» Россию ВВП может только лишь вместе с собой. Расстрельный приговор ему вынесли еще в начале 2000-х, когда он загубил сценарий окончательного распада России. Впрочем, приговоренный не всегда знает о таком приговоре. Есть ведь пример полковника Каддафи, который называл Обаму «сыном», а Берлускони — «братом». Видимо, считая, что достаточно «прогнулся» перед Западом и может спокойно дожить свой век. Так и ВВП проинформировали о приговоре в тот момент, когда стало ясно, что, даже уйдя с поста первого лица в России, он не устранился от власти, а престолоблюститель ДАМ остался лояльным к своему «патрону». Но дело даже не в ВВП. Прах Березовского стучит в сердце каждого российского олигарха. На примере этого, безусловно, талантливого злодея, Запад показал, на каких условиях он готов «принять» их к себе. Причем БАБ-то ведь еще и сохранил верность Западу. В отличие от остальных олигархов отечественного розлива. Ну, я не буду уже вспоминать о кипрской «экспроприации», которая показала, что для Запада собственность является неприкосновенной, только если она принадлежит «своим», либо на нее пока не легла тяжелая «десница» кого-то из «своих». Таким образом, деваться, что российским олигархам, что ВВП, совершенно некуда. И в случае «майдана» в Москве или военного поражения им все равно смерть. Причем для многих — еще и весьма мучительная. Учитывая, опять же, имеющийся опыт Каддафи, который не захотел быть спокойно удавленным, а вздумал брыкаться… Хорошо было Януковичу, он мог сбежать в Ростов, а куда бежать из России? Китай не является достаточным убежищем, как показала эпопея Сноудена. Да и вообще, будучи «мастерской» западного мира, он еще более уязвим, чем Россия в экономике. Не говоря уже о полном отсутствии возможности нанести неприемлемый военный ущерб странам Запада, что могут сделать только лишь СЯС РФ. Что же касается Кубы или КНДР, то не думаю, что тамошние реалии сильно будут по сердцу разнежившимся в богатстве нуворишам. И это если еще озвученные островки свободы уцелеют под разбушевавшейся стихией «демократизаторов» после падения России. Итак, примем за аксиому, что Россия для ВВП и олигархов является «последним рубежом».

Далее на очереди миф о «двух сорванных башнях». Как уже неоднократно говорилось, и «патриоты», и «либералы», и «националисты» в Кремле едины. Все они работают на защиту режима и собственности олигархов. Причем, как я уже неоднократно указывал, защищают они и режим и собственность и от Запада, и от нас с вами. Поэтому говорить о том, что ВВП, Лавров и Шойгу — хорошие патриоты, а Набиуллина, ДАМ или Греф — плохие либералы, совершенно неверно. Это одна команда. Команда «своих», которых «не сдают». И не потому, что они такие дружные и благородные, а просто потому, что доверять могут только «своим» — проверенным, встроенным в систему «сдержек и противовесов». Вообще развенчать этот миф — задача, не стоящая выеденного яйца. Надо просто задаться вопросом: «КТО ИХ НАЗНАЧИЛ». И честно на него себе ответить. И тогда все сразу станет ясно и понятно.

Теперь, думаю, стало абсолютно ясно, что власти в России ведут войну с Западом. И никаких «предательств» там быть не может, потому что «сядут усе». Вернее — лягут. И поэтому все решения принимаются «патриотами» и «либералами» в консенсусе. И нет никаких «агентов ФРС» в ЦБ или «агентов Госдепа» в российском правительстве. Так что перейдем непосредственно к обсуждению стратегических решений руководства России по обороне России от экономической агрессии Запада, вернее, претензий к ним со стороны патриотического интернет-сообщества.

Начну сразу с ехидного вопроса, который мне могут задать по поводу «агентов». А как же Чубайс? Да, вопрос будет справедлив, поскольку Чубайс явно не вписывается в систему российской олигархии. Это явно человек Запада. Но ведь, согласитесь, Чубайс уже давно не играет в российской политике никакой роли. Равно как и его финансовые или медийные возможности не сравнимы с возможностями олигархов или чиновников. Зачем же он сидит в России, и почему его не трогают? Это «кошелек» Запада. У Запада в России много собственности, за которой надо присматривать. Решать «вопросы», «разруливать споры», отбивать «наезды», в общем — «крышевать». Для этого и сидит в России столь авторитетная в политических кругах фигура. Трогать которую смысла нет. Все равно кто-то этим должен заниматься. Не Чубайс, так кто-нибудь другой. При этом реальным влиянием он не обладает, много (в понятиях олигархов, конечно) для себя лично не просит. Так что Чубайс в России обладает чем-то вроде «дипломатического иммунитета». Который, конечно, пропадет, когда настанет время сжигать все мосты.

Далее, по пунктам. Девальвация рубля. Почему ЦБ и правительство не предпринимают ничего для сдерживания курса рубля?

Во-первых, почему все уверены, что «не предпринимают»? Официально ЦБ отказался от интервенций, но ведь не окончательно. Если «прижмет», то оставляют за собой такое «право». При этом банк продает валюту Минфину, который выбрасывает валюту на биржу. Почему же, тогда рубль падает? Да потому, что руководству России это выгодно. Коль рост доллара на 1 рубль приводит к повышению рублевых резервов на несколько сот миллиардов. А это, как-никак практически месячный «пенсион» российских пенсионеров. Кроме того, в условиях падения цен на нефть таким способом поддерживается уровень рублевых нефтяных доходов. Если в начале прошлого года нефть при 120 долларах стоила 3600 рублей (если грубо взять по 30 рублей за доллар), то сейчас при 50 — 3500 (если брать 70 рублей за доллар) рублей.
Итог: рублевые доходы государства от экспорта особо не упали. Стоит же нашим «партнерам» устроить валютную атаку, как в «черные понедельник и вторник», или как было с понижением рейтинга, как механизмы защиты курса включаются и купируют излишние скачки курсов. Как и на любой войне, есть успешные операции, а есть проигранные сражения.

Конечно, девальвация рубля по отношению к доллару разгоняет внутреннюю инфляцию. Растут цены, причем не только на товары иностранного производства, но и на отечественные товары. Согласен. Хотя, скажем, рост основных важнейших товаров, таких как хлеб, мясо, молоко, сахар, соль, мыло, явно не является двукратным. Как и рост тарифов естественных монополий — он явно ниже уровня «девальвации». Тогда как без айфонов, иномарок, как и без польских яблок и хамона вполне можно некоторое время обойтись. Рост стоимости импортной одежды, лекарств и других важных товаров, конечно, очень не приятен, но для большинства населения явно не смертелен. Ну не купят женщины лишнее платье или сумочку/шубку, мужчины откажут себе в туфлях от «Гуччи» и перейдут на благовещенский «Росток», отодвинут срок обновления компьютера. Ну, а тех, кто «не вписался» в новые условия, олигархи и чиновники никогда не учитывали в своих расчетах. Главное, чтобы их не набиралась критическая масса.

Ключевая ставка ЦБ. Проблема ключевой ставки в том, что повышается ставка по кредитам, которые становятся недоступными и «убивают» экономику. Так, да не так. Ключевая ставка — это ставка, по которой выдаются КРАТКОСРОЧНЫЕ кредиты, тогда как долгосрочные — на срок от 1 года — выдаются по ставке рефинансирования. И эта ставка составляет 8,5% годовых, а не 15-17%, как ключевая. Учитывая, что кредитование реального сектора и даже потребительское кредитование подразумевает как раз долгосрочные кредиты, банки могут их выдавать под процент, который является неизменным с 2012 года. Понятно, что банки часто «перекредитовываются» на короткий срок в том случае, если не могут отвечать в данный момент по своим обязательствам, либо предстоят большие расходы. Скажем, пошла волна невозвратов, крупные операции по съему денежных средств или необходимы деньги для «праздничных» кредитных акций. Так что теперь повышенные расходы на «перекредитование» они будут относить на счет потребителей. Но, как говорится, лес рубят — щепки летят. Удар по спекулянтам важнее. Тем более, что потребительский кредитный рынок в России и так перегрет и в основном обогащает крупные торговые сети и их иностранных поставщиков. Тогда как малый бизнес и раньше не имел широкого доступа к кредитным деньгам. Поэтому серьезных проблем для экономики в целом повышение ключевой ставки не принесло. Хотя, опять же, проблемы для некоторых конкретных граждан были очень серьезные, знаю семью, которой после подъема ставки отказали в ипотечном кредите, при этом они уже продали свою старую квартиру и внесли залог за новую. В результате они остались без денег и без квартиры. Понятно, что в дальнейшем они залог вернули и смогли купить себе другое жилье, но оно хуже и нового, и старого. Плюс куча нервов. Однако, такие проблемы возникли у сильно небольшого количества людей. Те самые «щепки» или «приемлемые потери» во время боя. На месте которых, конечно, «полководцы» вряд ли хотели бы оказаться. А постоянным клиентам банки даже в тот момент выдавали кредиты без проблем.

Привязка рубля к доллару. Вернее, претензия состоит в том, что его никак от доллара не отвяжут. Но, куда тогда девать наши ЗВР? Ведь даже если решение России по отвязке от доллара не обвалит долларовую пирамиду, потянув за собой шлейф из других желающих, Запад вполне может ввести против нас новые «санкции», заморозив наши активы и выплаты по обязательствам в нашу пользу. При этом мы, конечно, можем также провести дефолт по своим обязательствам. Но ведь у нас обязательства в основном корпоративные, тогда как заграничные обязательства в основном перед ЦБ РФ и правительственными фондами. В итоге от такого размена выиграют российские олигархи, но проиграют бюджетники, на гарантированные выплаты которым останутся только золотые резервы. Из вышесказанного понятно, что на отвязку рубля от доллара Россия может пойти тогда, когда иссякнут ЗВР, номинированные хотя бы в «ценных» бумагах. А в идеале, когда и валютные резервы будут заменены золотом, чтобы можно было под него выпустить устойчивый «золотой» рубль, который не приведет к инфляции.

Итак, резюмирую. Экономическая политика правительства и ЦБ не является «либеральным предательством», а является результатом соглашения с «патриотами» в Кремле и единственно возможным вариантом действий для олигархического государства в условиях экономической войны. В принципе, пока никаких серьезных поражений в экономической войне Россия не потерпела. Несмотря на некоторые тактические неудачи, доставившие основному населению страны больше моральные неудобства. И Обама может сколько угодно в своих мечтах «рвать нашу экономику в клочья».

Что же будет дальше, мы «будем посмотреть». Некоторые моменты стратегии наших властей мы можем рассмотреть по официальным их заявлениям. Так, вопрос об отходе от либеральной рыночной экономики, по крайней мере, в ближайшее время, даже не стоит. Вопрос о «затягивании поясов» был озвучен лично ВВП. Впрочем, он также сообщил, что все социальные обязательства правительство будет выполнять. Эти высказывания, и вышеприведенные размышления наводят на мысль, что пояса затягивать придется в основном любителям «жить на широкую ногу». Тогда как серьезных катаклизмов в социально значимых сферах быть не должно. Также ВВП объявил о том, что «пояса затягивать» придется два года. Вряд ли он может рассчитывать, что за два года удастся принудить Запад к капитуляции и заставить принять его и наших олигархов как равных. Скорее всего, речь идет о том, что к 2017 году может произойти в той или иной форме крушение западной экономической системы. Что позволит России, если она при этом сохранится, начать новую экономическую политику на других принципах. Необходимость уйти от либеральной модели будет диктоваться самим фактом ее крушения. Ну, а что выдумают наши олигархи для сохранения уворованной у нас собственности, будет видно.
Автор Алик Кантор