Александр Росляков. Демократия – это не сталинская вседозволенность! С демократией не шутят!
На модерации
Отложенный
Салтыковы-Щедрины
Нам поласковей нужны
И такие Гоголи,
Чтобы нас не трогали!
Эта шутка времен культа личности тогда по преимуществу и была шуткой. Крупных сатириков и фельетонистов в стране хватало: Булгаков, Зощенко, Ильф, Петров, Маяковский, Катаев, – и это только классики жанра. Сталин, отстроив в 30-е годы писательский поселок Переделкино, в числе первых вселил в его роскошные дачи, поныне сводящие с ума высшую знать, Ильфа, Петрова, Пастернака. Поскольку, очевидно, полагал, что без жесткой сатиры и высокой поэзии, очищающих с разных сторон от скверны жизни, построить великую державу и отбить ее врагов нельзя.
При сокрушении этой державы катком «подавляющей демократии», наступившей на нас в 91-м, был истреблен сам сатирический жанр – заодно и поэтический. Популярнейший когда-то журнал «Крокодил», киножурнал «Фитиль», былые очаги нашей сатиры, ушли на свалку истории. Сменившая их передача «Куклы» Шендеровича, где злободневный юмор был уже пожиже, тоже скоро приказала долго жить. И тот стишок, с которого я начал, из шуточного превратился в самый жизненный.
Свято место смеха, нужного всегда как некий выпускной клапан, заняли «Кривое зеркало», Камеди клаб, Уральские пельмени и прочие скетчи на бытовую или половую тему. И никакие смельчаки, срывающие гром оваций непечатным словом, уже не смеют посягнуть на коренное, социальное: тут же вылетишь с телеэкрана. Даже последний из сатирических могикан Задорнов бросил писать ту яркую сатиру, которой блистал при СССР, а высоко осведомленный Ширвиндт, руководитель Театра сатиры, объявил: «Сатира – противное слово, не люблю его».
Можно подумать, что яркие сатирики нынче вовсе вымерли – но это не так. Они мелькают там и сям, но им уже негде печататься и выступать; из государственных людей, Героев Труда текущий курс смел их в отбросы общества. Сталин в свое время лично трудоустраивал «антисоветчика» Булгакова, ценя в нем одаренного «супротивщика», который может быть ценней сотни тупых «потатчиков». Пример сегодняшнего отношения к «супротивщикам» – Евгений Лукин, отменный поэт-сатирик, кстати и лучший на сегодня лирик, живущий в Волгограде. Вот пара из его коротких сатир, бьющих в самую сердцевину нашего кривого бытия:
На исходе века
Взял и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомета
Шлеп его, козла!..
Стало быть, добро-то
Посильнее зла!
Сменили строй как имя-отчество,
А изменились ненамного:
Вчера – обожествляли общество,
Теперь – обобществляем Бога.
Силой своего радиоактивного таланта он прошил свинцовые заслоны, которые воздвигли современные «Свободы, Гения и Славы палачи»; стал через Интернет известен и любим в стране. Но не только не получил за это хоть какой-то символический скворечник – местные власти в пике нашей демократии еще изъяли у него компьютер под надуманным предлогом. Мол демократия – это тебе не сталинская вседозволенность! С демократией не шутят!
Но и это еще не самая беда. Настоящий поэт пишет не для денег, дачек или орденов – Лукин сказал об этом так:
Тот – ради славы, тот – в избытке мужества,
Иной – в угоду звонкому грошу,
А я который год пишу от ужаса,
Что больше ничего не напишу.
Но он поскромничал. Поэт, и лирический, и сатирический, пишет конечно, для своего народа, внося этим свой лепт в общий котел.
Беда, что сам народ, затюканный «при демократии», когда Жванецкий с Шендеровичем топтали его с характерным хохотком и холодком, затаил обиду ко всему этому юмору. А заодно и ко всем упрекам в свой адрес, звучавшим с негодным конъюнктурным перегибом – не с тем, чтобы вразумить, а чтобы еще пуще опустить.
И когда наш патриотизм, ранее объявленный чуть не преступным, стал после Крыма брать реванш, это привело, по закону маятника, к другому перегибу. Установка власти насчет больше не нужных нам сатириков и всяких «неуправляемых» лириков соединилась с недалеким мнением побитого народа, что все, кто критикуют нас – враги. Всякий посмеявшийся над нашими родовыми или свежеприобретенными пороками – русофоб.
И эта дурь, вроде имеющая целью возродить национальные основы, на самом деле гробит их не меньше, чем повальная хула. Убогий некритический патриотизм, не признающий никаких сатир, делает из нас какой-то периферийный, местечковый народец, не способный к самоиронии и самоисправлению. И в этом плане мы все больше напоминаем упертую в свою непогрешимость Украину – которую при всем нашем материальном перевесе не можем морально победить.
Так же, как и она, пустившаяся исправлять свою историю, мы стали исправлять свое культурное наследие. Вслед за презрением к сатире современной – мол хватит, накритиковались! – у нас пошла волна против русской классической сатиры. Сказка Пушкина «О попе и его работнике Балде» показалась нашим самым ярым православным патриотам подрывной; его «Гавриилиада» – вообще недопустимой. Сатирическая «История России от Гостомысла до Тимашева» Алексея Толстого – русофобским сочинением.
Дальше на очереди стоят «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя, где все герои отрицательные; «История одного города» Щедрина, где тоже одна русофобия. Лермонтов с его «Прощай, немытая Россия», Чехов с «Палатой № 6», Бунин с «Деревней», где «простые русские люди» походя насилуют и убивают – и так далее. Лев Толстой, про́клятый Церковью за его безбожные маранья – само собой.
После такой чистки, отсекающей от нашего культурного ствола всю крону, останется всего один классик, не допускавший «оскорбительных плевков» в адрес государства Российского – Тургенев. Но он был, как и Гоголь, эмигрантом – значит, и его, как дурную траву, надо с поля вон. Чем тогда станет наш культурный ствол? Голой дубиной для битья в тупой национальный барабан?
Все это, повторюсь – реакция на поношения от той мировой и внутренней демократической колонны, желающей только смерти нашей. Но как отличить порядочную критику и сатиру от гнусного поклепа?
Да, если прочесть глазами олуха те два шедевра Гоголя, в которых нет ни одного приличного героя, одни «свиные рыла», может сдаться, что этот хохол – страшный русофоб. Но мы же еще в школе проходили, что главный герой «Мертвых душ» – Россия, любовь к которой неизъяснимо бьет из каждого гоголевского слова. Сказочная птица-тройка – описанная так, что дух захватывает и откуда ни возьмись берется вера, что можно одолеть всю выписанную рядом и предельно узнаваемую сволочь!
И словно провидя будущие перегибы в сторону топорного патриотизма, Гоголь в тех же «Мертвых душах» говорит: «Не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья; что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»
Так вот, сатира – это то, пусть даже самое нелицеприятное, что наделено «глубиной душевной», ощутимой и у Маяковского в его «Клопе» и «Бане», и у Булгакова, и у Лукина. Все, что без этой глубины – поклеп.
И под таким углом не так трудно отделить полезные критические зерна от поносных плевел – как воспитательную плюху родного отца, необходимую как хлеб ребенку, от злой затрещины чужого дяди. И сам ребенок, чуя кровную любовь в отеческой руке, всегда в итоге поймет и оценит это «ручное приложение». Как я бесконечно благодарен моему покойному отцу за то, что он когда-то именно там, где надо, съездил мне пару раз как следует по морде – чем увел меня от неизбежных в юности пороков.
Поэтому не надо душить душевную сатиру, ибо очистительный смех над собой, а не смешки над глупым или непечатным словом – достоинство самых культурных и широких наций. А без такой необходимой широты мы выпадем в культурную окраину, где уже не будет места ни Пушкину, ни Гоголю, ни Щедрину, ни даже новым Задорновым, не в обиду старому будь сказано. И никогда своих врагов, больше всего сидящих, как подкожные полипы, в нас самих, не победим.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
1841
М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х т.
Библиотека отечественной классики.
Москва: Правда, 1969.
Видимо это Чапаев написал.
Убили просвещения завет,
Свобода слова стала криминальна,
Царит абсурда пошлый экскремент.
Абсурдна истины глобальная трактовка,
Одобрил Гитлер сей нелепый брак,
Лжи тирании злобная плутовка,
На мир накинула обскурантизма мрак.
Вспороли мир кровавой мясорубкой,
Где ложь царит, там торжествует ад,
Гармония становится там хрупкой,
Зияют школы дырами засад.
Когда карали лидеров фашизма,
Лжи тирании был оставлен бал,
Преступнейшим примером экстремизма
Схалтурил нюрнбергский трибунал.
Усилили абсурда диктатуру
Трактовкой жизни мертвящей в словарях,
Ложь инфернальная возвышена в культуру,
Лжи тирания - жажда в упырях.
Дух Конституции России лучший в мире,
Моментов истины священный образец,
Но альфа клоп, возвышенный в кумире,
Моменты лжи внедряющий подлец.
Свобода слова русских благотворна,
Моментов истины живительный поток,
Духовным ростом свобода благородна,
Ведь рост духовный - абсолютный прок.
18.01.2015
http://www.rusproject.org/node/232
"Довольно чётко определён наиболее вероятный истинный автор - поэт-пародист Дмитрий Минаев, ярый антипатриот и антигосударственник, даже русофоб, активно писавший свои пародии и эпиграммы как раз в тот период, когда "стихотворение нашлось". Именно для него характерны стилистические обороты этого стихотоворения." (С)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А вот Бартенев - да, вполне вероятно! Не знаю его собственных стихов, чтобы сравнить - но специализация на публикациях неизданного у писателей прошлого, сотрудничество с Герценом, путанные объяснения о происхождении стихотворения - это уже о многом говорит.
Комментарий удален модератором
Что больше ничего не напишу.
============================
Евгений Лукин пишет интересно, но поэзия как всегда имеет не совсем те смыслы, которые продвигают её критики.))
Например, эти строки - свидетельство графомании.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
а я намного раньше догадался,
что мы живем в эпоху отделения
порядочных людей от государства.
(с)
Комментарий удален модератором
Большевизм давно уже признан наравне с нацизмом.
Хемингуэй еще в 1948 году сказал, что коммунисты хуже нацистов, что нацисты были честнее
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вам, человеку достаточно пожившему на этом свете (если ваш год рождения - не выдумка), давно пора разобраться в этом вопросе, а не идти на поводу у тех, кто бредит десталинизациями и прочей лабудой, пытаясь за реальное выдать ложь, прикрытую правдой.
Турбин,ты в какой палате лечишься, куда передачку послать?
Комментарий удален модератором
Все, что помню. А что я мог знать в 14 лет про репрессии!? И никто из простых граждан не мог про это знать! Ваш комментарий можно понять только так: сажали в ГУЛАГ за дело. Это ЛОЖЬ!
После этого – все ваши потуги оправдать тирана и мерзавца Сталина меня не интересуют!
Никогда тролль "Владимир Зимин" не был человеком и никогда не мог разбираться в вопросе.
Это пендостанская парша, запрограммированная на антисоветизм.
Не кормите тролля.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Далее: по роду профессии - вертолётчик - мне довелось облетать многие медвежьи углы России - от Урала до Уэлена. Повидал-поговорил со многими людьми, жизнь повидавшими - тема сталинских времён, да и вообще история России и не только - мне была интересна с тех самых детских лет. И сделал для себя такие выводы, что антисталинская истерия в государственном, а точнее - в мировом масштабе - на моё мнение об этом человеке никак не изменилась.
Могу привести ещё один пример - более известного человека, и уже постперестроечного времени: http://www.rus-obr.ru/opinions/4577
И наконец, последнее: почитайте вот это интервью - http://personize.ru/view/9200/article/22295 - с Николаем Михейкиным, начальником Центрального архива ФСБ России.
И САМОЕ последнее: я мог бы привести ещё массу примеров того, что Сталина (заметьте - ни Троцкого, ни Хрущёва, никого более из большевиков-коммунистов, а только его!) - оболгали, демонизировали, низвели до уровня упыря, кровожадного тирана и просто злодея уровня сатаны. Задайтесь вопросом сами: от кого это исходит и почему?
Сегодня сатиры в разы больше чем при любых других временах.То что она вышла в инет, а не осталась бумажной, веяние времени.
к тому же сатира становится самодеятельным искусством. как впрочем. и та же журналистика или поэзия.
-"Я хочу на свои средства купить танк"- забыли?
-"ТщательнЕй нужно, ребята!"- забыли?
-"А теперь послушаем начальника транспортного цеха!",- тоже забыли? Забыли вечные партийно-производственные совещания и заседания?
-Философская сатира Стругацких и М.Успенского,- тоже,- ничто?
-Не согласен с автором!
http://www.youtube.com/watch?v=YuokNq9e6DQ
-Кроме того,- вырывать цитаты из контекста,- не самое достойное занятие -"и построить новую,сильную, красивую Россию"...
В СССР была сатира, и были сатирики. Теперь сатира умерла, и прежде всего она умерла в Жванецком, Макаревиче, и т.д.
Почему?
Сатирики стали коммерсантами. Они получили свободу, о которой мечтали - так зачем им теперь дёргать льва за усы?
Ты сначала разберись, кого и за что сажали и расстреливали - потом и вякать будешь, прыщ гнойный!
Я смотрю, что затронув модеста - я зацепил ещё одного говнюка, который присвоил себе ник кутузов. Ты, засранец, хоть бы фамилию полководца не позорил, если себя, уродца, не жалко.
-Читать-то тебе, явно,- не по зубам!
А здесь, в МП, за тебя явно "белочка" строчит...
Своих-то мозгов у тебя отродясь не бывало, засранец либероидный!
Смотри, писун, выпросишь.
Вот уж действительно - как в народе говорят: "Горбатого - могила исправит!". Это - про тебя, Модестов!
-"Главное,- никаких имён!"
Засунь их "исследования" себе в дупу - эти уроды плохо отрабатывают свои сребреники!
Ты - ещё хуже, ты - обычный тупой тролль!
Это - его идеал "яркости жизни", ибо он маньяк и шизофреник.
Читая ту бредятину, что ты кропаешь в инете - о Сталине и советском периоде , вывод напрашивается один: ты настолько всех уже достал своим "журналистским взглядом" на эту тему, что от тебя и твоего мнения и тех материалов, что ты тут намесил, за сто вёрст несёт жутчайшим гавнищем!
Ты, часом, не родственник Хрущёва? Твоя ложь о Сталине и СССР сродни хрущёвской - та потому и живуча, что заложила основу для 1991-го года!
Только твоя брехня уже давно всем понятна - а потому не просто неинтересна, а уже ненавистна!
Видимо, ты - такое же уёбище тупое, как и этот придурок модест.
-(Почти по Шекспиру).
Так что получай обратку, выпердыш либероидный!
-(Почти по Даниле Багрову).
Угадай с одного раза: который из двух вышеперечисленных - сталинский, советский, а какой - нынешний?
"Хрущёв отмыл идею" - да он её обгадил, оболгав Сталина и всю его политику практически по всем пунктам! Чегостоит его утверждение: "Сталин руководил войной по глобусу!" - и это - насъезде, где четверть делегатов бывали у Сталина в кабинете во время ВОВ!
Сволочь ты, Модестов, наглый и подлый фальсификатор, и я уверен - просто продажная тварь, готовая за грошик медный обсирать свою страну до бесконечности!
Только страна - она твоя ли?
Я ошибся. Ты - Свинидзе.
Да тоже подозрительный товарищ:
"Не будь тебя (русского языка)— как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?"
Дома-то всё было хорошо, вертикаль власти успешно функционировала на радость россиянам, а он вдруг в отчаяние впасть собрался.
В общем, не наш человек...
publizist.ru
Не ругайтесь! Такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.
Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я ее донести?
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
Позабуду поэмы и книги,
Перекину за плечи суму,
Оттого что в полях забулдыге
Ветер больше поет, чем кому.
Провоняю я редькой и луком
И, тревожа вечернюю гладь,
Буду громко сморкаться в руку
И во всем дурака валять.
И не нужно мне лучшей удачи,
Лишь забыться и слушать пургу,
Оттого что без этих чудачеств
Я прожить на земле не могу.
1922 г.
(один известный поэт)
Комментарий удален модератором
Попробуй забрать у него назад украденный им у тебя же твой собственный кошелёк - Модестов станет искренне орать на всю Ивановскую: "Караул, грабят!"
Каждый твой рубль в твоём кармане он воспринимает как личное ему оскорбление.
"Все твоё - моё" - этот девиз написан на щитах Модестовых-буржуев.