Окажется ли Украина ядерной кнопкой?

На модерации Отложенный

Украина окажется ядерной кнопкой?. Горбачев полагает, что между США и Россией может начаться большая война. Многие опасаются того же

Горбачев полагает, что между США и Россией может начаться большая война. Многие опасаются того же

Первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев решил громко воскреснуть из политического небытия. И предупредил мир, что холодная война между Россией и США достигла такой стадии, что способна перерасти в реальные боевые действия между самыми мощными ядерными державами. Он заявил: «К сожалению, я уже не могу твердо сказать, что холодная война не приведет к «горячей». Боюсь, что они (США — прим. «СП») могут рискнуть».
Следует признать, что опасения политика, превратившего пространство бывшего СССР в «проходной двор» для «вершителей судеб» мировой истории из американской «цитадели демократии», не лишены оснований. Собственно, о том же говорит и новая военная доктрина РФ, принятая на исходе минувшего года. В этом важнейшем для нашей страны документе закреплено положение о возможности нанесения ответного ядерного удара в ответ на агрессию, покушение на территориальную целостность государства или защиту сложившегося политического строя от посягательств извне.
Последние события на Юго-Востоке Украины также не дают повода для исторического оптимизма.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов согласен с оценкой состояния нынешнего уровня отношений между Россией и Западом как холодной войны. Впрочем, прямая аналогия с холодной войной периода биполярности мира, по его мнению, неуместна.
– Сейчас речь не идет о претензии России на статус второго полюса силы. Скорее, надо говорить о попытке отбиться от стратегии геополитического удушения большой, но отдельно взятой страны. К тому же, находящейся не в самом лучшем социально-экономическом положении.
«СП»: – Насколько прав Горбачев, который предрекает России и Западу «горячую» фазу противостояния?
– Главный риск состоит не в том, что США и их западные союзники объявят России открытую войну. Скорее, они могут расставить «красные флажки», за которые Москва не рискнет зайти. В том числе в виде присутствия своих военных на территории Украины. Вариант присутствия американских и натовских контингентов на Украине это тот самый фактор, который станет Рубиконом для Москвы.
«СП»: – Проамериканская партия в Раде, которая требует от Порошенко объявить войну России, это контролируемые фигуры, или действует внутренняя логика противостояния?
– Процесс запущен, он имеет свою инерцию. Поэтому не так важно, режиссируются ли эти действия напрямую или нет. Понятно, что задача правящего политического класса на Украине как можно теснее втянуть США в прямое военное противостояние с Россией. Это был бы идеальный для них вариант. При этом эти люди совершенно упускают из вида то, что в подобном случае полем битвы окажется именно сама Украина, от которой в таком случае мало что останется. На самом деле они просто хотят получить прямые гарантии безопасности. Самым наглядным выражением было бы присутствие американских военных объектов в тех или иных регионах Украины.
«СП»: – Это означает нарушение «Большого договора», а следовательно - отмену признания территориальной целостности Украины со стороны РФ?
– После воссоединения Крыма с Россией об этом договоре можно вообще забыть. Такой путь мог бы завершиться сценарием раздела Украины как послевоенной Германии. То есть одну линию с Запада «застолбят» американцы, мы подойдем с Востока. И тогда уже не будет никаких оснований отказывать Донбассу в признании.
«СП»: – В чем состоит логика Вашингтона: шантажировать РФ изгнанием из глобализированного «рая», подстроенного под интересы США после Второй мировой войны, или дожимать до конца?
– На мой взгляд, американские политики, скорее, пытаются наказать Москву, чем повлиять на ее позицию. С точки зрения американцев, Москва нарушила установленные ими глобальные правила игры, посягнув на доминирование Штатов в мире. А, значит, РФ должна быть демонстративно и показательно наказана. Ее нужно оттереть обратно в скромный геополитический «загон». Когда говорят, что санкции не приведут к изменению позиции Москвы, для США это не важно. Главное, показать, что нарушитель наказан. Второй фактор - это поддержание тлеющего конфликта, который превращается в фактор постоянного водораздела между Россией и Европой. А также создание идеальной зоны уязвимости для России.
Если на территории Украины начнется негативная динамика для Вашингтона (например, ополченцы займут новые регионы), он обеспечит присутствие там воинских контингентов третьих стран (Польша, Литва) в качестве гарантии того, чтобы этот процесс не пойдет дальше.
Мало кто из серьезных аналитиков будет отрицать, что холодная война между Россией и Западом идет, утверждает начальник сектора проблем решения безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков.
– Я бы обратил внимание на другое, что в годы холодной войны у нас не было «горячих» соприкосновений.
«СП»: – Ну, а как же Вьетнам или Северная Корея, в боевых столкновениях которых принимала участие не просто советская техника, но и летчики или инструкторы? Со стороны США – та же картина.
– Фактически, СССР и США тогда принимали участие в «гибридной войне».

На Украине же ситуация может дойти до непосредственного столкновения. Это война в Европе, где мы наблюдаем американских специалистов, которые действуют в качестве «волонтеров». Тенденция к тому, что сфера их присутствия будет только расширяться. Командующий сухопутными силами США в Европе на днях посетил Киев. После чего там идут разговоры о засылке американских инструкторов.
«СП»: – Насколько далеко может зайти «горячее» соприкосновение других стран на территории Украины?
– Если начнутся серьезные поставки вооружений, то это будет техника НАТО, которую украинские призывники едва ли освоят за короткое время. Придется привлекать кадровых военных США. Это будет провоцировать Россию на «зеркальные меры». В такой ситуации вероятность прямого боестолкновения очень велика. В одной из недавних статей в Financial Times бывший представитель США при НАТО напрямую агитирует за поставки летальных вооружений. А руководство Польши заявило, что готов продавать Киеву советскую тяжелую технику.
«СП»: – А что будет дальше, если ополченцы попытаются выйти за пределы ДНР и ЛНР, создав «крымский сухопутный коридор»? Радикалы из Рады голосуют за признание России «страной-агрессором». В такой ситуации возможно прямое столкновение между Россией и НАТО, выходящее за рамки «гибридной войны»?
– Такое трудно исключать.
«СП»: – В области обычных вооружений мы серьезно проигрываем совокупному потенциалу стран НАТО. В такой ситуации «ядерная дубинка» - наш последний аргумент?
– Я не склонен навешивать на НАТО такие уничижительные ярлыки как «бумажный тигр». По вооружениям это огромный потенциал, в десятки раз превышающий российский. Один только военный бюджет США превышает совокупные расходы на оборону всех стран мира. А если еще добавить натовский потенциал, то это более триллиона долларов в год.
«СП»: – Едва ли есть смысл пытаться конкурировать с НАТО в области обычных вооружений?
– В новой военной программе РФ четко прописана возможность применить тактическое ядерное вооружение и даже стратегические силы в случае, если возникнет угроза территориальной целостности и госстрою. Есть определенная «красная линия», когда НАТО может использовать весь свой потенциал. Это пятая статья Вашингтонского договора. На то, чтобы развернуть все эти «бумажные полки», потребуется время. Чтобы Испания, Португалия, Польша и Прибалтика одновременно выстроились в линию и составили боевое расписание.
«СП» : – Пентагон уже объявил перегруппировку своих подразделений в прилегающих к Украине странах НАТО.
– Это касается американских сил в Европе (около 60 тысяч военнослужащих). По мнению Вашингтона, это тот ударный корпус НАТО, который можно будет задействовать. Причем, из них 15 тысяч - мгновенно, а остальных путем ротации.
«СП»: – Чисто количественно не впечатляет.
– Почему же? Наравне с этим предполагаются операции развертывания и мобилизация. При этом будут применяться самые современные системы наведения, противотанковые ракеты, которые позволят достичь преимущества. У ополченцев такой техники нет.
«СП»: – Как может отреагировать Россия на явное военное вмешательство в украинские события со стороны?
– В военной доктрине четко записано – как только возникает угроза территориальной целостности и государственному строю России. В настоящее время самый очевидный casus belli (повод к войне - прим. ред.) это Крым. Который ни Киев, ни Запад не признают российским. Любая военная операция против Крыма повлечет за собой ответ всей российской мощью. С использованием последнего средства – то есть тактических (а по необходимости) и стратегических ядерных сил.
«СП»: – Как поведет себя Турция в случае агрессии против Крыма, поскольку от этой державы зависит соблюдение конвенции Монтрё?
– Войдя в Черное море, американцы могут попытаться осуществить концепцию быстрого глобального удара с помощью крылатых ракет с авианосцев. С другой стороны, в такой эскалации не заинтересованы не только мы, но и Запад. Кстати говоря, Турция, несмотря на членство в НАТО, может дистанцироваться и не влезать в этот конфликт. Анкара может отказаться предоставить черноморские проливы и авиабазы.
В Восточной Европе у США есть ряд стран (Польша, страны Балтии), которых вполне достаточно с точки зрения военной тактики для ведения войны против России. Это очень выгодный плацдарм. С другой стороны, здесь пока не размещены базы хранения ядерного оружия. Хотя в экстренной ситуации Брюссель будет говорить о «непредвиденных обстоятельствах», которые требуют реагирования. Впрочем, для Запада вопрос реагирования с использованием тактического ядерного оружия до конца не решен.
Есть серьезные опасения, что подобный поворот событий потребует применения стратегического ядерного оружия. В ответ России ничего не останется, как применять весь свой потенциал. Об этом западные партнеры хорошо уведомлены. Вот почему они попытаются не выводить эскалацию конфликта на эту ступень.
Страны НАТО уповают на новейшие обычные вооружения, которые выбьют ополченцев до границы с РФ. И этого будет вполне достаточно. Рассуждать о том, как Москва отреагирует на военное присутствие натовцев в Донбассе - это из области спекуляций. Неоспоримая «красная черта» - это территория России, составной частью которой выступает Крым.
Фото: Ohde/face to face/globallookpress