Борис Дверницкий. Русский человек
На модерации
Отложенный
Выступление на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед»
Почему я взял такое название - «Русский человек»? Почему так важно оставаться русскими людьми для нас? Почему потеря национальной идентичности так опасна для каждого человека, не только для русских? Потому что тогда нашим идеалам, пусть для кого-то бессознательным становится идеал гражданина вселенной или космополита. А это главное препятствие идеалу «внутреннего человека», идеалу каждого христианина, ибо этот идеал кровно связан с нашим причастием к земному отечеству. Апостол Павел писал: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке...» (Еф. 3:14-16). В космополите всегда атрофировано живое чувство родины, это человек без отечества. А тот, кто не имеет земного отечества, не может иметь и небесного. Священное Писание разделяет всех людей на странников и пришельцев, и на скитальцев и изгнанников (Каин Ламех и следующая череда). Псалмопевец Давид восклицает: «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс. 118:19). У Апостола Петра читаем: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь...» (1 Петра, 2:11). Определение христиан как странников и пришельцев присутствует и у Апостола Павла. О первом скитальце и изгнаннике Каине написано: «И сказал Господь Каину:...голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4: 9-12). Ранее пророк Осия предупреждал, что отверженные Богом будут скитальцами между народами: «Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами» (Ос. 9:17). У странников два отечества - земное и небесное. «Люби Отечество земное - учит нас святой праведный Иоанн Кронштадский. - Оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует, но особенно люби Отечество Небесное. То Отечество дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это Отечество заслужено бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того Отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества». Митрополит Солнечногорский Сергий пишет в статье «Дух гражданина»: «Любовь к Отечеству - способность, данная нам от Бога. Этот дар, ниспосланный свыше, соединяет граждан в народ и сплачивает соотечественников, сближает народы и национальные культуры, дает силы государству устоять в годы мировых потрясений и войн перед натиском врага» (1,с.11). Любовь к отечеству Небесному, любовь к Граду Божию он характеризует «как высшее из человеческих проявлений и как высшую награду, которую можно получить при жизни. Это свет, льющийся изнутри и раскрывающий в человеке «внутреннего человека», его глубинную, духовную связь с Отцом Небесным» (2,с.11).
Скитальцы - чужие всему и всем. И это альтернатива выбора между странником и пришельцем, и изгнанником и скитальцем стоит перед каждым человеком, особенно сегодня, ибо идеал скитальца и изгнанника в новом обличии, светском цивилизованном, внедряется с колоссальной силой по всему миру, особенно у нас в России. Всё это явилось для меня побудительной причиной обратиться к национальной проблематике, разобраться, что значит понятия или категория «нации», «племени», «народа», «язЫка» (культуры), как они сопрягаются с понятием рода человеческого, гражданством, гуманизмом, с нашей верой во Иисуса Христа. При рассмотрении конкретных вопросов я опирался на метафизические истины о человеке или догматы, которые были сформированы мною на основании рассмотрения Шестоднева, которые я применил к человеку.
Что нового я предлагаю в своих статьях? Первое, это соотношение нации и человечества, нации и племени, народа, культуры. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Иоан. 1:1-3)». Значит, в основе всего лежит Логос. Первый Логос - Иисус Христос, нетварный Логос.
Второй Логос или первый тварный Логос - это человек . Человек создан по образу и подобию Божию, что это значит? В Боге по святоотеческому учению мы различаем Ипостаси, Природу и Энергии, Исхождения, Действия. Соответственно и в человеке мы имеем личность; человеческую природу, отличную от ангельской, от животной; и жизненность. Логос первый проявляет себя в церкви, связь с Богом, являет нам наше христианство. Логос второй - это нация. Нация также создана по образу и подобию, но уже человека. Т.е. в нации также есть триединство. Это этносы, о которых писал Гумилев, которые имеют свою харизму, свой характер. Это язЫки в Священном Писании или культуры. И, наконец, племена. Племена - это те сообщества, которые имеют единую сакрально-мифологическую жизнь, мистическую жизнь, свои традиции. Вот из этих трех элементов состоит триединство нации. Если мы возьмем Священное Писание, то, начиная с первой главы и до Откровения Иоанна Богослова, мы встречаем эти понятия - народы, племена, язЫки. Т.е. они есть, были и будут до конца и нельзя их подменять ни гражданством, ни подданством и потому наша задача правильно понять их соотношение.
Следующий Логос - это человечество. Т.е. онтологически понятие человечества ниже, чем понятие нации, образу. В нем мы можем выделить супер-этносы, культурно-исторические типы и цивилизации. Связь с человечеством осуществляется в гуманизме или во «всемирной отзывчивости».
Четвертый Логос - это космос или природа . Связь с человечеством мы называем гуманизмом, связь с космосом - экологическим сознанием.
Все четыре Логоса заключены в человеке, Творец создал их и заключил в нас. И нельзя никаким из этих Логосов пренебрегать, ибо это по существу самоубийство, самый тяжкий грех. Они должны в определенной последовательности развиваться. Как они развиваются в истории, посвящены остальные разделы книги.
http://rusnardom.ru/b-g-dvernitskiy-russkiy-vopros/ еще одна статья Бориса Дверницкого, посвященная "Русскому вопросу".
Комментарии