Ко Дню рождения Эдгара Аллана По

На модерации Отложенный

Э́дгар А́ллан По (англ. Edgar Allan Poe; 19 января 1809 года — 7 октября 1849 года) — американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. Создатель формы современного детектива. Творчество Эдгара Аллана По способствовало появлению жанра научной фантастики. К написанному в вышеприведенном абзаце можно добавить, что творчество этого великого американца оказало значительное влияние на европейских писателей и поэтов (достаточно назвать Ф. Достоевского и Ш. Бодлера). Жизни и творчеству Эдгара По посвящено достаточно много литературы (зарубежной и отечественной). Остановлюсь на одной знакомой мне монографии [1] http://mirknig.com/knigi/chelovek/1181394091-edgar-allan-po-novellist-i-poet.html . Именно этой книге посвящена моя статья. Замечательную книгу об Эдгаре По стоит вспомнить, конечно, в связи с днем его рождения (19 января 1809 г.). А ещё в связи с тем, что взгляды По интересны и актуальны в наше время. Формат небольшой статьи не позволяет делать всеобъемлющий обзор данной монографии; ограничусь некоторыми цитатами из неё. По считал, что «цель поэзии –приобщить читателя к Высшей Красоте, помочь «мотыльку» в его «стремлении к звезде», утолить «жажду вечную»… Поэту, по мнению По, дана способность фиксировать пограничные состояния сознания, в которых оно приобретает способность постижения явлений, недоступных обычным чувствам. Это состояние напоминает мерцающую грань между сном и бодрствованием, грань между ясным сознанием, работающим на основе чувственного восприятия окружающей действительности, и неконтролируемой деятельностью воображения…»[1]. «Подобно многим современникам, Эдгар По выводил поэзию из музыки, однако связывал их друг с другом не только генетически, но и функционально. …Он разграничивал прозу и поэзию на основе их отношения к музыке» [1]. Одной из центральных проблем в творчестве По была проблема деятельности человеческого интеллекта. «Он изучал её под разными углами зрения, в различных преломлениях, но чаще всего как проблему соотношения и взаимодействия некоторых аспектов сознания: интеллекта и психики, интуиции и логического мышления, эмпирического опыта и воображения, разума и страсти» [1]. В ряде новелл По есть персонажи, наделенные прагматическим интеллектом, но начисто лишенные интуиции и воображения. «Это люди с обедненным и мистифицированным представлением о мире, который, в их глазах, полон необъяснимых загадок. Их пониманию доступно лишь то, что поддается калькуляции, что может быть поставлено в прямолинейную причинно-следственную связь и уложено в силлогизмы формальной логики, что тривиально и обычно… Такого рода сознание неконструктивно и ущербно» [1]. И далее: «Рационально-прагматический интеллект неспособен к разрешению загадок мироздания и человеческого бытия. Деятельность его, правда, не замкнута в порочном кругу воображений и страстей, но она ограничена не менее жестко кругом явлений и предметов, которые можно увидеть, пощупать, взвесить… Сознание, лишенное воображения, в некотором смысле столь же дефективно, как и сознание, лишенное логического контроля» [1]. Критикуя два пути «метафизического» познания - дедукцию и индукцию, Эдгар По предлагал подчинить их третьему «верховному» принципу, которым он полагал интуицию.

«Научно-фантастические рассказы По могут быть разделены на несколько категорий, которые мы условно обозначим как научно-популярные, «технологические», сатирические и «метафизические» [1]. Э. По «отказывался видеть в техническом прогрессе конечную цель усилий человека на пути усовершенствования жизни и не верил, что материально-технические достижения сами по себе способны разрешить главную задачу – удовлетворить стремление человека к счастью. Ему был чужд меркантильно-прагматический ход мыслей соотечественников, полагавших, что технологические достижения ведут к богатству, а богатство – к счастью» [1]. «Главным объектом сатиры в научно-фантастических рассказах Эдгара По была, однако, не бездуховность материально-технического прогресса и не прагматический рационализм научного мышления, а американская буржуазная демократия как социально-политическая система. В рассказе «Разговор с мумией», написанном в жанре фантастической сатиры, представлена аллегорическая картина послереволюционного политического развития США: «Кончилось дело тем, что эти тринадцать провинций объединились с остальными …в одну деспотию, такую гнусную и невыносимую, какой ещё свет не видывал. Я спросил, каково было имя деспота-узурпатора. Он ответил, что, насколько помнит, имя ему было – Толпа» [1]. Такой антидемократизм По был схож с позицией других современных ему американских романтиков (напр., Ирвинг, Купер ). В то же время «в своих инвективах против «толпы» романтики никогда не употребляли слово «народ», который в их представлении противостоял толпе точно так же, как ей противостояла личность. Романтики боялись вырождения демократии в «толпократию». Из всех возможных синонимов (crowd, gathering, mob) они пользовались словом mob. Сегодня это слово обозначает не только толпу, но ещё и «банду», «шайку гангстеров», а само слово «гангстер» стало вытесняться новым словообразованием «мобстер». Эдгар Аллан По не верил в американскую демократию. Он считал её реализацией системы «демагог – толпа» или «политикан – масса», функционирующей на пользу «наглым» и «жадным» [1]. «По сей день история литературы представляет нам Эдгара По как новеллиста, поэта и критика. Его филисофско-теоретические построения привлекают внимание лишь когда непосредственно касаются литературного творчества… Но эстетические идеи По были частью его общефилософских и общенаучных воззрений…, получивших окончательное воплощение в трактате «Эврика» (1848 г)». В «Эврике» он дал развернутое толкование своего принципа, согласно которому «каждый новый интуитивно угаданный закон природы должен подвергаться проверке на соответствие всем другим, уже известным законам» [1]. В «Эврике» По создал «картину конечной, но безграничной, динамической, пульсирующей вселенной» [1] , во многом предвосхитив представления науки середины XX столетия. Вот и все, что я решил процитировать из монографии об Э́дгаре А́ллане По – великом мыслителе и поэте. Литература 1. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. –Л.: Художественная лит., 1984. – 296 с., 1 л. портр. http://mirknig.com/knigi/chelovek/1181394091-edgar-allan-po-novellist-i-poet.html