Интервью Захара Прилепина с бойцом батальона «Сомали» Ринатом Есеналиевым . Часть1 (выдержки)

Прилепин ведет интервью в качестве сотрудника журнала Свободная Пресса (СП).
«СП»: - Ринат, начнём с родословной. Откуда ты родом, кто твои родители?
Родом из Донецка. Отец мой — казах. Родился он в селе на самой границе с Казахстаном в Волгоградской области. Сын офицера, до 15 лет был пастухом, чабан. Типичный советский двоечник. Много хулиганил, но и очень много читал, до сих пор любую книгу за один день прочитает. После армии у него было много бакланки и неудачный брак. Ну, отец и решил поехать к брату в Донецк. Там и остался. Обычный строитель, работяга, вспыльчивый и средне выпивающий. По жизни ему очень не везет с деньгами, хотя имя его - Сансизбай — переводится, как «бесчисленно богат».
Мать - женщина с интересной родословной. Вообще она русская, но дед её был немец, прадед соответственно - немецкий аристократ, директор конезавода. Мама женщина не обычная, очень красивая, очень начитанная, хоть и без высшего образования. Любое стихотворение Есенина может продолжить по памяти. Я у них ребенок довольно поздний. Им сейчас уже обоим по 60. Что-то я увлекся за родителей?
«СП»: - Нет, это, напротив, очень важно. Ты вообще кем себя ощущаешь — украинцем, немцем, казахом?
Хоть убей, считаю себя русским. Но русскость присутствует на уровне менталитета, душевного строя. А кровь - это да. Видишь лошадей и - какая-то тяга непонятная. Еще малым попробовал кумыс и помню этот вкус, жаль только у нас его вообще делать не умеют.
Да и поведение мое во время экстремальных ситуаций объясняется, наверное, именно этой кровью. Дед по линии отца был из туленгитов, бабушка из адайцев. Читал про эти племена. Туленгиты, как я понял — верные, честные и бедные служители, телохранители ханов, а адайцы вообще плевали на всех, они самые воинственные. Про это задумываешься волей-неволей, потому что, вроде — ходишь, дурачишься, весь такой «за мир во всем мире». Но только начинается - тумблер в голове - бац и всё, ты в бою. Потом, правда, удивляюсь, я это был или нет?
..........
«СП»: - Когда начался Майдан, ты где был, чем занимался?
На фруктовом складе грузчиком работал. Думал про Майдан: обойдется. В марте застал начало протестов в Одессе: я там заочно учился и на сессию приехал. Когда мне говорят, что Одесса сделала свой выбор - я просто посылаю этих людей... Потому что видел, кто на эти Украинские марши ходил.
Рассказываю: в Одессе есть пара очень хороших вузов, в которые едет учиться молодежь из Западной и, ещё чаще, из Центральной Украины. Именно они всю движуху и создавали. Плюс заезжие гастролеры: хунвейбины и гитлерюгенд чистой воды, только украинской закваски! Без них никуда.
Еле себя сдерживал, когда их шествия проходили прямо под моим балконом на Французском бульваре. Уже вернувшись домой, видел по Интернету, как наши пацаны разгоняли сторонников Майдана. Тогда еще ни одного флага ДНР видно не было.
Заметьте разницу в жестокости. При донецкой расправе, когда наших было больше, а их только два автобуса — у них погиб один человек. Я не говорю «только лишь один» - и один — много, но могло быть хуже. Люди не давали забивать гастролеров до смерти, поднимали, отряхивали и отпускали.
В наших местах поддерживали Майдан только предприниматели. Янык же к тому времени просто с ума сошел: обложил всех предпринимателей жёсткими налогами, СБУшники выполняли функцию вымогателей: у них реально была своя база плательщиков, соскочить было невозможно. Зачем им столько денег надо было - до сих пор понять не могу!
Это, кстати, самый сильный аргумент в споре с людьми с Донбасса, когда им говорят: «Что ж вы жалуетесь, когда в Раде большая часть была из Донецка? Как это вас никто не слышал?»
Что правда то правда. У многих на устах была эта злополучная фраза: «Да, бандиты, но хоть свои». Только они нас за своих не считали.
Я знаю, что Ахметов построил «Донбасс-Арену». А Чертков - парк на Петровке. А Колесников - хоккейный клуб «Донбасс» создал. Но это всё было похоже на систему кнута и пряника. Причем кнутов было гораздо больше. И лишь когда уже терпение подходило к концу - появлялся тот самый пряник в виде парков, стадионов и прочего. Скажи мне, почему они оборудование на шахтах не обновляли? Новые рабочие места не создавали? Нет, им лучше было нового футболиста купить, или лошадь.
Говорят, один из министров — Клименко - тоже был из донецкого клана. Я у Клименко с отцом на Кончей Заспе в Киеве - это район особняков, - дом строил и церковь для мажоров - так сказать, собственную. У этого Клименко в одной из дач стояла золотая лопата и статуэтка из драгоценного метала - в виде его самого, любимого. Как сейчас помню эту статуэтку: он - в генеральском кителе, ногой на Конституции Украины. А когда открываешь одну часть кителя — видишь золотое сердце: то есть, реально маленькое сердечко из золота. Машина у него была - «Aston Martin». Две таечки для массажа. Нашу бригаду выгнал – хотел, чтоб ему дом именно итальянцы построили. Как тут взглядам не полеветь?
Именно поэтому некоторые в Донецке обрадовались Майдану в Киеве. Даже мой тренер. Он думал, что приедут честные ребята из Киева и сметут Рината, Яныка, и всё будет чин по чину. Но я Майдан принять не мог. Видно же было, с какими флагами они на эти Майданы выходят и какие кричалки орут, и кто за ними стоит, тоже было ясно. Те же самые олигархи, что и здесь — какая разница-то?
«СП»: - Что стало окончательной причиной, чтоб ты пошёл в ополченцы?
Как и на многих повлияло 2 мая. Я знал сотни настоящих отморозков из Донецка. Но я никогда не поверю, что они так смогли бы бесноваться и так гордиться тем же кошмаром, что устроили эти в Одессе. Это выше моего понимания! Девочки, делающие коктейли и девочки, равнодушно смотрящие на обгорелых людей — думаю, у многих это засело в памяти. А когда останавливали пожарную машину там, помнишь? Так и хочется крикнуть во всю глотку: как?!? Как они могли это сделать? Тут ни одни аргументы не помогают.
Знаешь, если бы вместе с нами ужаснулась Западная и Центральная Украина и они обвинили бы сами себя за перебор — мне, правда, кажется, что всё можно было замять.
Но об этом случае промолчали все медийные личности! Где этот дерьмовый Вакурчук, певец из «Океана Эльзи», который беседовал о единстве с донецкими студентами? Куда он делся сразу? А Михолок, интересно, сильно гордился своими «воинами света» и в этот раз?
Все сделали вид, что этого не было: это же не «небесная сотня»!
В Донецке тогда началась своя волна. У людей был пример Крыма и чего греха таить - многие надеялись на тот же вариант. А кто не надеялся - просто понял, с кем он жил в одной стране эти двадцать с лишним лет.
Когда бои в Славянске пошли полным ходом - был очень важный момент: абсолютное большинство местных подержали восставших.
Я понял, что мое время настало, когда уже не мог спать по ночам. И все аргументы закончились — что это братоубийственная война! - или: мы лишь марионетки! - или: убить человека - страшный грех! Всё это так - но моих земляков убивали люди, которые, судя по всему, эти аргументы даже не рассматривали, им же всё понятно. У них же никаких сомнений: «Слава Украине, смерть ворогам!»
«СП»: - Родителям сказал?
Читайте далее: http://www.svpressa.ru/war21/article/109557/
Комментарии