Комментарии о проходящем сейчас в Москве Гайдаровском форуме-2015 академика РАН Сергея Глазьева и директора Института экономики РАН Руслана Гринберга.
Читая выступления участников завершающегося Гайдаровского форума невольно вспоминаешь два очень похожих события — аналогичные театрализованные постановки весной 1992 и осенью 1998 годов с участием именитых западных экономистов и финансистов, которые изо всех сил поддерживали российских реформаторов, оказавшихся в пикантной ситуации.
Весной 1992 года, когда уже стал очевиден провал либерализации цен, повлекший срыв экономики в галопирующую инфляцию, обесценение сбережений и доходов граждан, обвальное падение производства, в Москву срочно прислали десант западных экспертов, чтобы убедить президента Ельцина не беспокоиться. Помню, как Джеф Сакс уговаривал его не верить российским академикам, которые яко бы остались в советском прошлом и не понимают законов рыночной экономики.
Тогда еще можно было остановиться на краю пропасти и последовать китайском примеру постепенного выращивания своего «экономического чуда» на основе освобождения предпринимательской инициативы под протекторатом государства. Но напористые западные эксперты грудью встали на защиту оконфузившихся младореформаторов и Ельцин уступил им контроль за российской экономикой. Кончилось все, как известно, экономической катастрофой, социальным протестом, расстрелом высшего органа власти и государственным переворотом. Выполняя установки МВФ, Госдепа и Казначейства США, российские денежные власти загнали Россию в тупик сырьевой специализации, разрушили большую часть научно-производственного потенциала страны, фактически совершили геноцид собственного работоспособного населения.
В 1998 году, после очередного провала западных протеже, раскрутивших финансовую пирамиду государственных обязательств и обанкротивших страну, в Москву привезли печально известного своими реформами в Аргентине Д.Ковалло. Он предложил сделать именно то, что сегодня реализовали денежные власти: отпустить рубль в свободное плавание, резко поднять ставку рефинансирования и сжать денежное предложение. Но, набравшись горького опыта, Ельцин не стал принимать этот очередной рецепт самоубийства российской экономики и отдал бразды правления опытным прагматичным экономистам: Примакову, Геращенко и Маслюкову.
Они поступили вопреки рекомендациям западных экспертов: не стали поднимать ставку рефинансирования и увеличили денежное предложение, восстановили экспортные пошлины и обязательную продажу валюты, ввели валютный контроль и установили контроль над ценообразованием в монопольных отраслях экономики. Результат не заставил себя ждать — за полгода промышленное производство выросло более чем на 20% при снижении инфляции до приемлемого уровня.
На Гайдаровском форуме западные эксперты хвалили руководство денежных властей за правильные меры и современный подход. Их прилежные ученицы, как студенты на семинаре, рассуждали о поиске рублем новой точки равновесия. Их энергично поддерживали западные и российские финансисты, заработавшие на этом «поиске» тысячи процентов годовых и жаждущие продолжения банкета. Пока проводили форум, рубль упал еще на 8% и довольные сверхприбылями спекулянты устроили дружную овацию руководству ЦБ, которое пообещало не менять денежно-кредитную политику.
Создается впечатление, что главная задача организаторов Гайдаровского форума заключалась в том, чтобы убедить российское руководство в правильности проводимой макроэкономической политики. Под занавес этого шоу министерство экономики объявило свой новый прогноз на текущий год, в котором сменило небольшой рост экономики на ее падение. Публика смиренно приняла его как оптимистический. И это при том, что производственные мощности в российской промышленности используются не более чем на 70%, скрытая безработица составляет до 20%, невостребована большая часть научно-технического потенциала, а обесценивающиеся углеводороды и другое сырье, в основном, вывозятся за рубеж!
Как доказывают расчеты ведущих академических центров в области макроэкономического прогнозирования, прирост ВВП в этом году мог бы составить не менее 6%, инвестиций — не менее 15% при инфляции не более 8%. Но эти возможности не будут использованы, если денежно-кредитная политика останется неизменной. Пока денежные власти заняты кредитованием валютных спекуляций, а не роста производства, экономика будет деградировать, народ беднеть, а спекулянты вывозить миллиарды сверхдоходов за рубеж.
Возможно, в этот раз западным экспертам удастся оправдать провал своих российских протеже рассуждениями о фундаментальных законах рыночной экономики и мы вскоре вернемся в кошмар 90-х годов с падением производства, инвестиций, уровня жизни и ростом цен.
Но
тогда США покровительствовали российскому руководству, создавая благоприятный внешнеполитический фон саморазрушению российской экономики. Сегодня они ведут с Россией войну. И продолжение вывоза из России сотен миллиардов долларов (в текущем году 150 млрд. нашим кампаниям придется отдать западным кредиторам, снижение кредитного рейтинга американскими агентствами увеличит эту сумму до 200, к этому надо добавить традиционную для проводимой политики утечку капитала в размере не мене 100 млрд.) является главным оружием в этой войне.
Позволять это делать — это все равно, что если бы в 1941 году, после захвата гитлеровской Германией Украины, советское руководство продолжало бы снабжение Третьего Рейха советским сырьем за рейхсмарки и давало бы ей кредиты на производство военной техники.
Чем бы подобная политика кончилась в то время — понятно. Также понятно, что
проводимая сегодня денежно-кредитная политика закономерно влечет
долларизацию финансовой системы,
ее сжатие вследствие вывоза капитала и рестрикционной денежной политики,
падение инвестиций и производства,
снижение уровня жизни при очевидных возможностях быстрого экономического подъема.
Американские санкции достигнут цели.
На московском майдане гражданам объяснят, что во всех провалах виновата «архаичная» власть и нужно вернуться под американский протекторат.
Западные эксперты будут раздавать своим российским подопечным звания и медали.
Над гайдаровским форумом явственно витал призрак шоковой терапии. Жаль только, что Егор Тимурович не дожил до этих дней. Он как творческая личность имел мужество признавать ошибки. И, наверное, поправил бы своих незадачливых учениц.
первоист.
взято.
Вторит Глазьеву и Валентин Катасонов: направление вектора «Гайдаровского форума» - пропасть и
Владислав Жуковский: Экономическая политика приведет нас к "украинскому сценарию".
<hr/>
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг на сайте ТПП , статья Спасайтесь кто как может:
«Смешно и грустно было слушать главных выступающих на Гайдаровском форуме. Во главе с премьер-министром высокопоставленные чиновники и министры экономического блока говорили о том, что они не будут делать. А что же они будут делать?
Нужно полностью утратить чувство юмора, чтобы спорить о том, будет ли баррель нефти в этом году стоить 60 или 70 долларов.
Смешно, что первый заместитель ЦБ РФ заявляет, что рубль завершит свое падение в первом квартале 2015 года, а затем станет стабильным. Хочется спросить, а на каком уровне будет обеспечена эта стабильность? Сколько "стабильных" рублей придется платить за доллар – 70, 100, а может быть все 120? Но ЦБ РФ, как видно, это не особенно волнует.
Вместо того, чтобы добиваться хоть каких-то желаемых результатов, экономический блок правительства, судя по всему, хочет ограничиться своим любимым занятием – мониторить, предсказывать и пересматривать прогнозы.
Создается впечатление, что лица, ответственные за оздоровление экономической жизни, даже в критическое для страны время не в состоянии пожертвовать "чистотой" "единственно верной", правда, уже вышедшей во всем мире из моды теории безоговорочной благотворности "свободного рынка".
Американский писатель Эрик Хоффер прекрасно описал такой тип догматического мышления в замечательной книге "Истинно верующий".
Почему премьер-министру никто не сказал, что даже в самых "рыночных" странах валютные ограничения отменяют только тогда, когда есть твердая уверенность в том, что после введения полной конвертируемости национальной валюты не произойдет такого безобразия, которое случилось в нашей благословенной стране.
В ФРГ обязательную продажу валютной выручки отменили только в середине 70-х годов, когда немецкая марка уже более 10 лет слыла одной из самых устойчивых валют мира. А в романских странах (Италия, Франция) валютные ограничения были окончательно отменены лишь в середине 80-х годов. Да и сегодня больше половины стран мира, причем самые успешные и них, как, например, Китай, Южная Корея и Малайзия, бурно развиваются, соблюдая весьма строгие валютные ограничения.
В общем, самые честные слова на форме были сказаны Алексеем Улюкаевым. Он заявил буквально следующее: "Поменьше нужно думать о разных там баррелях, курсах и ценах, а следует концентрироваться на укреплении семейного тыла. Попросту говоря, это означает: ребята, особенно на нас не надейтесь, спасайтесь кто как может".
Вся эта история напоминает одну карикатурную заметку середины 90-х годов, когда Б.Н. Ельцин, в очередной раз исчезнув из поля зрения общественности, по словам своего пресс-секретаря, "полностью контролирует ситуацию в стране". Запомнилась последняя фраза этой заметки: "Граждане, сохраняйте спокойствие, Борис Николаевич находится сейчас на даче, стоит у окна, смотрит, как идет снег и полностью его контролирует".
обзор о выступлении на этом форуме Медведева:
Медведев назвал пять шагов в экономике, на которые власти России не пойдут
"Открывая свое выступление, премьер отметил, что Россия сегодня «находится в точке пересечения нескольких кризисов». Он разделил причины этого на три группы: последствия мирового кризиса 2008 года, внешнее экономическое воздействие, а также внутренние проблемы и ограничения. По его словам, дефицит доверия в условиях, которые формирует эта триада кризисов, порождает целый ряд страхов на рынке. Для возрождения доверия, считает Медведев, представители бизнеса должны понимать, на какие шаги кабинет министров точно не пойдет, передает ТАСС.
Первым шагом из числа тех, которые не рассматриваются, премьер назвал возврат к мобилизационной экономике. «Россия не собирается закрываться от мира, менять курс в сторону создания мобилизационной модели экономики», - сказал он. «Мы прошли гигантский путь от постсоветского полуразрушенного хозяйства до крупной экономики западного типа, и было бы чудовищной ошибкой снова вернуться в прошлое, хотя нас периодически к этому призывают, отказаться от роли активного игрока в глобальном мире», - считает премьер.
Во-вторых, Медведев заверил аудиторию форума в том, что рубль останется свободно конвертируемой валютой. «Власть не пойдет на отказ от свободной конвертации рубля», - заявил он.
Медведев признал, что «многое сейчас играет против рубля: и цены на нефть, и санкции». По его словам, от колебаний курса рубля страдают «и компании, и банки, и, конечно же, обычные люди». «Но тем не менее считаю, что политика Центробанка, которую он проводит в настоящий момент, правильная», - заявил премьер. «Мы не собираемся проедать валютные резервы и у нас достаточно экономических механизмов, чтобы обеспечить устойчивость рубля», - уверен он. «Более того, даже при плохой конъюнктуре у нас остается положительный платежный баланс, который является главным, фундаментальным фактором для установления сбалансированного курса национальной валюты», - напомнил глава правительства.
В-третьих, премьер подчеркнул, что даже в сложных условиях Москва останется надежным международным партнером. «Россия будет выполнить свои международные обязательства», - подчеркнул он. «Наша страна - надежный заемщик, надежный кредитор, надежный поставщик», - отметил премьер. «Санкции приходят и уходят - и это происходило на протяжении всего 20 века - кстати, как и их авторы, а деловые отношения, экономические интересы и репутация остаются», - заявил Медведев.
«У нас по-прежнему значительные резервы, которые гарантируют выплаты по долгам государства, и при необходимости мы сможем помочь компаниям при выплате ими внешних долгов», - отметил премьер.
В качестве четвертого шага Медведев пообещал, что власти не будут ограничивать свободу предпринимательской деятельности. «У власти есть понимание, что бизнесу нужна большая свобода, чем та, которую он имеет сейчас. Государству в одиночку, без бизнеса не изменить модель экономического развития», - заявил глава кабинета.
Медведев полагает, что «если бизнес-сообщество почувствует, что все обещания останутся только словами, или хуже того, начнется обратное движение, ничто не остановит отток капитала в самой разной его форме, не излечит от бизнес-анемии».
«Девальвация слов и обещаний о свободе предпринимательства будет хуже девальвации рубля. Мы это понимаем и настроены на самую серьезную работу», - заверил премьер.
В-пятых, глава правительства также призвал учиться жить при низких ценах на энергоносители, не ожидая их скорого роста. «Власть не будет просто ждать, когда поднимутся цены на нефть. Условия и требования к нашей экономике становятся принципиально другими, их невозможно «переждать», поэтому, как это ни банально звучит, издержки необходимо снизить, а качество проектов - повысить», - заявил он.
Медведев признал, что «при ослаблении рубля и дорожающем импорте это трудно». «Но богатеющая год от года энергосырьевая экономика осталась в прошлом, и такой товар просто невозможно продать ни завтра, ни послезавтра», - подчеркнул Медведев, пообещав: «Будем учиться жить при низких ценах на энергоносители»."
Из комментариев
Комментарии

Солидарен во мнении. Ещё и Примаков дал кучу дельных советов. Типа - всё пройдёт само собой.
У меня в связи с этой активностью вопрос - а у нас Путин не собирается делать ни каких пресс-конференций или отвечать на вопросы? У нас в стране хозяин дома?
А то похоже эти му...аки из правительства доведут рубль до 120 к баксу и будут всё также красоваться на ТВ.
Неужели в экономическом блоке все такие на полбашки отмороженные?