Крым, Аджария и ползучая экономическая экспансия

Крым, Аджария и ползучая экономическая экспансия

Январь 12
👤Автор Разикашвили Тамара
 

Давно не новость, что Турция рассматривает грузинскую Аджарию как исконную часть своей территории. И хотя Аджария относится к Республике Грузия (РГ) по Карскому договору 1921 года, но со второй половины 16 века до 1878 года она благополучно входила в Османскую империю, к чему Анкара, ловко манипулируя соглашением в Карсе, и апеллирует с нарастающим упорством.

Так, например, ещё три года назад Тбилиси был обеспокоен тем, что в учебники истории для турецких старшеклассников аджарская столица Батуми была внесена как территория … Турецкой Республики (ТР)!

karta_adjariya-600x342

Ныне же очередную «инъекцию» турецким претензиям (пока ещё неофициальным) на Аджарию сделало воссоединение Крыма с Россией, резко активизировавшее «аджарское лобби» в турецком парламенте, которое, как известно, имеет сильное влияние на команду Тайипа Реджепа Эрдогана и на самого президента лично.

Какие конкретные организационные формы примет (и примет ли вообще) активность ревнителей воссоединения Аджарии с Турцией – пока сказать достаточно сложно. Однако, как заявил бывший депутат грузинского парламента Александр Шаламберидзе в интервью тбилисской газете «Ахали таоба» («Новое поколение»), «… нам не надо успокаиваться … В один прекрасный день Турция может предъявить нам территориальные претензии!..».

Справка

А.Шаламберидзе участвовал в начале 1990-х в подготовке к подписанию тогдашними лидерами Грузии и Турции Эдуардом Шеварднадзе и Сулейманом Демирелем межгосударственного соглашения, по которому граница двух стран определена Карским договором 1921 года.

Точку зрения экс-депутата в полной мере разделяет руководитель грузинского Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе, по убеждению которого «растущая экономическая и религиозная активность Турции в Аджарии воспринимается значительной частью грузинского общества как ползучая экспансия».

По словам эксперта, «глубоко настораживает тот факт, что Аджария, в течение трёхсот лет входившая в состав Османской империи, по-прежнему воспринимается в кругах турецкой элиты как часть «исконной» турецкой мусульманской территории…».

Аналитики правы: в окружении президента Эрдогана всё более открыто переводят «дискуссионную стрелку» на то обстоятельство, что, согласно Карскому договору (заключенному между советскими республиками Закавказья и Турцией при посредничестве РСФСР), Анкара оставляла за собой право ввести войска в автономию «в случае нападения на нее других государств».

После крушения СССР этот договор стал упоминаться в турецких СМИ всё чаще.

Во время же военных действий в августе 2008 г. Турция даже, якобы, сигнализировала Москве о том, что Аджария находится под «негласной» турецкой защитой.

Более того: в условиях нынешнего обострения ситуации на Ближнем Востоке турецкая сторона может, по мнению ряда грузинских политологов, уже в ближайшем будущем открыто заявить о своих претензиях на Аджарию. Карсский договор действительно дает определённые гарантии аджарскому региону в вопросах статуса и религии.

Однако, как уже упоминалось, когда началась августовская война, Анкара привела в боевую готовность свои вооруженные силы: в случае приближения российских войск к грузино-турецкой границе на расстояние 100 километров турецкая армия была готова вторгнуться в Грузию с целью создания т.н. «буферной зоны» между Аджарией и остальной грузинской территорией.

0_2cf4c_9a84d060_XL

Ныне о возможности открытой военной экспансии речь, разумеется, не идёт – не то время, не та ситуация … Да и в Брюсселе никто не позволит члену НАТО оттяпать кусок территории у одного из наиболее «перспективных» черноморских кандидатов на членство в Альянсе.

Тем не менее, невозможно отрицать и тот факт, что в экономическом плане Аджария уже давно зависит от Турецкой Республики. Так, в Батуми внушительная часть строительного, торгового и туристического сектора – рестораны, гостиницы, пансионаты и даже сам аэропорт – принадлежит турецким бизнесменам.

У Анкары достаточно рычагов мирного воздействия на Тбилиси. К ним можно отнести и возможность сокращения безвизового пребывания граждан Грузии в ТР до трёх месяцев (что в условиях высокой безработицы грозит Сакартвело обострением социальных противоречий), и строительство Турцией каскада ГЭС на приграничной реке Чорохи (что может обернуться необратимыми экологическими последствиями).

Однако наиболее острым для грузинской стороны является вопрос о возвращении в южные районы республики турок-месхетинцев, создающий дополнительную напряжённость на юге страны. При этом (что подтверждают многочисленные турецкие источники) работа всех общественных турецко-месхетинских структур практически открыто поддерживается турецким правительством и парламентом.

 

(полный текст статьи - http://fairway-info.com/turkish-3/)