Игра в патриотизм: что на кону?

На модерации Отложенный

Нельзя не заметить, как, начиная с Послания Президента 2012 года, всё чаще звучат патриотические и антифашистские призывы.

Роль спускового крючка для резкого подъема патриотизма именно в этом году сыграли события на Украине, присоединение Крыма и другие не менее яркие и запомнившиеся события уходящего года.

Однако не стоит забывать, что тот же «Марш мира», который носит явно непатриотический и антироссийский характер, стал, пожалуй, одним из самых массовых мероприятий 2014 года — и это несмотря на все инициативы, направленные на поддержку патриотизма в России.

Совершенно очевидно, что увеличивается информационное давление на население России — и далеко не только со стороны российских властей. США своих намерений по усилению влияния на постсоветском пространстве и в России ни в коей мере не скрывает, открыто называя некоторые достаточно известные медиа-площадки для «поддержки демократии и гражданского общества [3][4]». Под этими словосочетаниями скрывается не что иное, как стремление сформировать определенную коллективную идентичность. На наших глазах разворачивается новый виток информационной войны между США и Россией, где Россия занимает не самую лучшую позицию [5] — в том числе и за счет размывания идентичности.

Нет сомнений в том, кем именно подготовлены «цветные революции», откуда идет экспансия революций. Достаточно задать вопрос — «а кто больше выиграл, кому достались рынки, ресурсы, геополитическое влияние?».

Естественно, события на Украине становятся катализатором геополитического напряжения, а, как отмечал американский специалист в области теорий социального конфликта Р. Коллинз, «геополитическое перенапряжение является ключевым условием революций».

В таких условиях первое, что может сделать Россия — это, конечно же, реабилитировать традиционные ценности, вспомнить о существовании духовно-нравственного воспитания и патриотизма. То есть начать формировать идентичность, которая бы заняла пустующее с 1990-х годов место быстрее, чем это сделает протестная идентичность в напряженных геополитических условиях. Президент уже поручил подготовить предложения о мерах по формированию российской гражданской идентичности [6].

В 2015 году из президентских грантов в общей сложности будет выделено 243,5 миллиона рублей, или 26%, на инициативы, связанные с патриотическим, культурным, духовно-нравственным воспитанием и просвещением, а также — с «гармонизацией межэтнических отношений» и борьбой с экстремизмом и фашизмом. 

 

Рис. Структура расходов на мероприятия патриотической направленности [7]

Важно отметить, что огромные средства выделяются религиозным учреждениям и на мероприятия, посвященные истории и Второй мировой войне. Получается, на сторону государства привлекается и история, и Бог.

С помощью такой «переклички» с культурными нормами, усилением пропаганды слабости позиций негласного противника, которое можно наблюдать в СМИ, как правило, формируется либо революционное, либо контрреволюционное настроение.

Проблема в том, что идеалы, про которые вспомнили в кризисной ситуации, порядком подзабыты и изменены за почти четверть века, упущено то время, когда было необходимо дать что-то взамен утраты и противостоять вольным и манипулятивным трактовкам.

Например, противостоять внедрению установки «Патриотизм — прибежище негодяя». Те идеалы, что пришли на смену патриотизму и традиционным ценностям — намного более примитивны и просты, поэтому и усваиваются легче.

Этому сопутствуют и некоторые другие проблемы. Разрыв по доходам и снижение уровня жизни не предрасполагает население к культурному просвещению и позитивному восприятию патриотизма. У населения появляются намного более насущные проблемы, и когда на фоне ухудшающихся условий жизни конкретного человека с экранов телевизоров звучит, что всё прекрасно, все мы патриоты — это не может не вызвать недоверия и глухого раздражения.

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения подразумевает наличие системы ценностей, которая бы признавалась государством и российским многонациональным обществом и была бы кодифицирована, то есть закреплена. Однако пока что ведутся разработки и дискуссии лишь о воспитании и формировании идентичности — о закреплении системы ценностей на конституционном уровне речи пока не идет.Больше того, Президент на последнем Госсовете, посвященном как раз теме культуры и истории, озвучил совершенно парадоксальную и подрывающую весь патриотический пафос формулу: «Одна из главных проблем, чтобы мы с вами как можно быстрее ушли от различных форм идеологизации нашей истории и нашей культуры.». Уйти от определенности, что хорошо, а что плохо в нашей истории? Уйти от ценностной метрики? Так именно это провозглашала в стране 23 года либеральная доктрина.  И что остается после этого от патриотизма? Что-то тут кардинально не сходится в верхней политике.  

Следует отметить, что, по большей части, патриотическая риторика базировалась на укоренении образа врага. Но возникает следующий парадокс: в России постоянно все реформы проводятся с оглядкой на Запад, или прямо по западному образцу, и по заявлениям некоторых политиков ценности с Западом у нас одни, но Запад — почему-то враг. Такое положение дел только ещё больше запутывает людей.

Видимо, ослабление патриотического настроя и понимание, что одного образа врага явно недостаточно для консолидации общества, натолкнули чиновников на мысль о формировании патриотизма на основе общих ценностей, о восстановлении системы традиционных ценностей. Однако, больше всего подобная противоречивость напоминает просто технику пиар-манипулирования.

И неважно что является предметом манипулирования: рынок и демократия в начале 90-х годов или «патриотизм» сегодняшней кампании.

Очевидно, что существует определенная часть политической элиты, которая является носителем западных неолиберальных ценностей. Но в то же время можно наблюдать усиление патриотической риторики, что может свидетельствовать и о какой-то мере формирующемся расколе политической элиты на национально ориентированную часть и либерально ориентированную. Хотя более правдоподобной выглядит версия просто технологии типа: хоть горшком назови, только в печь не сажай.

Возможно, патриотическая риторика не связана с серьезным расколом, а вызвана ещё и событиями на Украине и попыткой перехватить внимание россиян с целью предотвратить Майдан в России. Для такого Майдана причины только нарастают. К их числу относятся и пренебрежение принципами социального государства, и возрастающая корпоративность правящего режима, и явление «приватизированного» государства. Качество государственного управления в условиях его монополизации становится предельно низким, в результате чего страна погружается в очередной кризис.  Об пиар-целях свидетельствует и тот факт, что политическая элита не проводит конкретные и ясные реформы, которые меняли бы ситуацию в России в корне, следует давно сделанным указкам из-за рубежа и соответствующим планам — как в случае с ЦБ. Проекты развития по прежнему направлены на максимальную интеграцию экономики России в мировую, облегчение доступа иностранных компаний на территорию России — иными словами, формирование зависимого от внешних игроков рынка.

В таком случае наблюдаемая картина объясняется просто: используются настроения общества, происходит подготовка к возможности консолидировать и мобилизировать население в дальнейшем, при этом с помощью патриотических лозунгов заставить население потуже затягивать пояса и поменьше сомневаться в действующей власти, пока она продолжает не очень популярные либеральные и в принципе губительные для страны реформы.

Но если всё же раскол существует, то этот раскол становится всё больше, а разложение целостности политической элиты — один из этапов подготовки страны к инъекции «цветной революции».

Далее должны последовать попытки политически дестабилизировать общество, но в условиях сплоченности вокруг лидера и пока ещё серьезной поддержки сделать это проще всего экономическим путем.

Сценарий этой революции выполняется давно. Украинский кризис стал лишь поводом для перехода на новый этап — экономически задавить страну, вызвать серию протестов путем экономических санкций.

Следующим этапом будет активизация протестной сети — «проверки» и «учебные тревоги» уже проводились, как и неудачные попытки использовать инцидент в целях мобилизации большого количества людей.

На этом этапе как раз возникает главная сложность — для мобилизации толпы нужен лидер. Тот, кто сможет повести за собой политически разнородную массу народа. Хотя либеральная оппозиция и смогла привлечь на свои мероприятия часть оппозиции, единения оппозиционного фронта и появления способного конкурировать лидера так и не произошло.

Зато у государства такой лидер есть. Вполне вероятно, что последуют попытки «убрать» с пути сильного лидера и либо поставить слабого, либо поставить лояльного. Впрочем, намеки на внезапные аварии с самолетом первого лица России уже звучали [8]. Спецслужбам России необходимо усилить режим охраны первого лица.

Вероятно, можно будет наблюдать, что на фоне произошедшего ухудшения экономических и социальных условий жизни населения рейтинг президента начнет падать.

Если этот процесс не остановится, а это произойдет при развитии кризиса в стране, который неизбежен в рамках ее нынешней негодной модели, то Западу не потребуется внезапных аварий самолетов — народ всё сделает сам.

Вполне целесообразный ответный шаг — использовать патриотический подъем, восстановить духовно-нравственные идеалы, воссоздать систему воспитания активного гражданина своей страны. Поменять негодную модель страны. Именно поэтому так подвергаются критике все инициативы государства, направленные на воспитание, именно поэтому так опасаются «государственной пропаганды» американские деятели. Именно поэтому кто-то подсунул идею о деидеологизации культуры и истории России. Можно ли выправить кривую российского текущего политического процесса  в крайне сжатые сроки, имея «засланных казачков» в системе, которые вряд ли станут бездействовать? Пятая ли у них или шестая колонна — но она явно действует.

Пиар-игры в патриотизм без истинного поворота к нему — не снимает угроз политическому режиму в России.

 

Оригинал материала 

<hr/>

 

[1] http://www.rg.ru/2014/12/24/gossovet-site.html

 

[2] http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf

 

[3] http://rusrand.ru/events/akt-o-podderzhke-ukrainy-5859

 

[4] http://rusrand.ru/events/antirossijskaja-rezoljutsija-758-kongressa-ssha

 

[5] http://rusrand.ru/news/slabost-rossiyskoy-myagkoy-sily

 

[6] http://президент.рф/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/47239

 

[7] https://grants.oprf.ru/grants2014-3/winners/rec696/

 

[8] http://www.americanthinker.com/articles/2014/08/how_to_solve_the_putin_problem.html