Татьяна Дронзина: «Террористами движет не вероисповедание»

На модерации Отложенный

 
 

 

...Чтобы не быть голословными и витиевато-размыто не писать «как говорят многочисленные эксперты», мы встретились с Татьяной Дронзиной, известным ученым Европы и теперь уже Казахстана, экспертом в области терроризма, преподавателем кафедры Политических наук, профессором, доктором Политических наук Софийского университета им. Св. К. Охридского (Болгария), профессором «Академии "Кокше"», директором первого и пока единственного в РК (Республика Казахстан) «Института мира, конфликтов и медиации», и получили ответы на все интересующие нас вопросы.

- Татьяна Александровна, хотелось бы услышать ваше мнение, как эксперта в области терроризма, о том теракте, совершенном в сердце Франции – в парижском журнале «Charlie Hebdo».

- Нужно сказать, что этого стоило ожидать после возникновения «Исламского государства», которое представляет угрозу для всего мира: не только для Европы, но и угрозу для Америки, угрозу для Африканских стран, угрозу для Сирии, Ирака и Центральной Азии, между прочим, - тоже. В этом случае подобных атак можно было ожидать, и вряд ли бы террористы ждали «подходящего случая». Объясню, почему я об этом говорю. Дело в том, что многие утверждают: если бы не появились те самые карикатуры – то и атак таких не было бы. Это неверное и ошибочное суждение. Вы же видите, что происходит в мире. К примеру, другая террористическая организация «Бокку Харам» - совершила в Нигерии самый большой террористический акт, в результате чего погибло сто человек. В социальных сетях идет бурное обсуждение этих тем, и очень точно вчера вечером написал один из пользователей: «Пострадавшие в Нигерии что, тоже рисовали карикатуры на пророка и лидера ИГИЛ, что были убиты?». Другими словами, террористам и терроризму не нужны никакие поводы. Терроризм совершал, будет пробовать и будет совершать подобные акты хотя бы потому, что, как бы мы ни говорили в СМИ, что терроризм не сможет достигнуть своей цели, правда – совершенно иная. Правда в том, что терроризм – является исключительно эффективным политическим оружием. Может быть, у террористов совершенно иные цели, нежели они оглашают, но никто не применял бы подобные средства и подобное оружие, если бы оно не имело такого огромного эффекта. А терроризм – такой эффект, к сожалению, имеет.

- Сейчас, по крайней мере в русскоязычных СМИ, основной версией убийства наших коллег в Париже звучит именно публикация карикатуры на пророка в 2008 году. Но на наш взгляд: если бы таким же образом расстреляли простых мирных граждан – такого «эффекта» (понимаю, что это слово в страшной Парижской трагедии звучит жутко) не было бы? А в данном случае к смерти журналистов не остался равнодушен никто из простых граждан и ни одна страна.

- Естественно, вы правы. Единственно, что здесь стоит добавить: основная цель террористов – заставить всех бояться их. Приведу простой пример. Датский журнал «Jyllands-Posten», как вы помните, это тот самый журнал, опубликовавший карикатуры пророка, отказался делать перепечатку из «Charlie Hebdo», которую сделали многие СМИ мира. Но они отказались делать перепечатку, объяснив, что они солидарны с коллегами в боли гибели сотрудников «Charlie Hebdo», но боятся снова пройти тот путь, который им пришлось преодолеть в 2005 году. И это понятно: люди – боятся. Но основная цель террористов – чтобы люди боялись. И что будет, если мы все будем – бояться? Тогда, как говорится, мы будем «плясать под музыку» терроризма. Я считаю, что именно поэтому был устроен Марш единства в Париже, где присутствовали более 40 министров и представителей из разных стран мира. И акцентирую внимание читателей: там присутствовали представители из самых разных цивилизаций, самых разных вероисповеданий. Считаю, что одна из целей террористов - убедить нас всех, что это война цивилизаций. И если мы поддадимся этой провокации, то можно будет смело констатировать, что терроризм добился своей цели.

Говорю с полной уверенностью: нет войны цивилизаций! Есть определенные криминальные преступления, как терроризм, и с другой стороны есть другое криминальное преступление – ксенофобия, которая распространяется со стороны некоторых представителей европейского и христианского происхождения. Могу привести тому пример. Напомню, что во время террористического акта в магазине кошерной еды простой парень мусульманского вероисповедания совершил мировой акт: спас более 10 посетителей этого магазина, среди которых были только христиане и евреи. С другой стороны, первым, кто пал от рук террористов братьев Куаши был француз мусульманского вероисповедания. Поэтому я настаиваю на том, что если все мы поверим, что терроризм – это война цивилизаций, то терроризм добился своей цели, если мы не поверим, то мы – не сдались, и терроризм не достигнет своей цели никогда.

- В проведенном мною контент-анализе русскоязычных СМИ версией об основной причине теракта в редакции «Charlie Hebdo» - была перепечатка карикатуры пророка с датского журнала. В 2008 году «Аль-Каида» «приговорила к смертной казни» Стефана Шарбонье. Однако на протяжении 6 лет главного редактора никто не убил. Совсем недавно в «Charlie Hebdo» была опубликована карикатура на лидера ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади, затем последовала теракт. Татьяна Александровна, хотелось бы услышать ваше заключение, как эксперта по вопросам терроризма.

- Это говорит лишь о том, что этот атентат (террористический акт) не руководствуется никакими глубокими религиозными целями. Это просто политические цели, которые преследуют определенные цели, простите за тавтологию. Почему-то все журналисты замалчивают факт о том, что в Коране нигде нет запрета на изображения пророка Мухаммеда. Да, этот запрет есть в шариате, но шариат – это не Слово Божие, а слово человеческое. А в Слове Божьем – нет такого запрета. И, между прочим, лидер «Хизбаллы» (организации, которая включена в списки запрещенных религиозных организаций во многих странах мира) шейх Хасан Насралла заявил, что мусульманские экстремисты оскорбляют ислам и пророка Мухаммеда больше, чем карикатуры на религиозные темы. То есть, как мы понимаем, он осудил акт террористов против карикатуристов. Это доказывает то, что речь не идет о вере, речь идет о политических стремлениях. Ведь, по сути, какой-то тщеславный лидер оказался обижен тем, что его представили в виде карикатуры. И не будем забывать о том, что на Марше единства в Париже присутствовали многие мусульманские лидеры, и они никаким образом не устранились от ситуации, они были солидарны в этом Марше протеста. И Арабское, и Мусульманские сообщества Франции – осудили этот теракт. Для меня самое важное следующее: что бы мы не говорили, что это связано с исламом или с верующими мусульманами. Во Франции 6 миллионов мусульман – это всего лишь 10 процентов всего населения, так как там проживает 60 миллионов человек. И проживающие во Франции мусульмане – оплачивают свои налоги, чтят Законы, чтят свои традиции и традиции других наций и вероисповеданий. Они живут как совершенно нормальные европейцы. Да, они – мусульманской веры, да, они – эмигранты, но они живут как нормальные европейцы. Еще раз подчеркну: очень важно не путать криминальный акт трех человек с этими 6 миллионами мусульман, живущих во Франции. Еще хочу обратить ваше внимание на одну деталь. Тот самый магазин кошерной пищи принадлежит евреям, которые наняли на работу мусульманина и не просто наняли, а обеспечили ему в магазине место для намаза, который он, как и положено, совершал пять раз в день. Это о многом говорит. В цивилизованном мире не может быть войны и на основе религии.

- Наверное, подтверждением вашего экспертного мнения является и то, что карикатуриста Курта Вестергаарда, автора той самой карикатуры на пророка, обещали убить, даже покушались, но он остался жив и здоров? Об этом имени, кстати, СМИ тоже умалчивают.

- Совершенно верно. Давайте так поставим вопрос: неужели два греха сопоставимы? Соответственно, мы вернулись к тому, что этими людьми в стремлении совершения террористических актов движут совершенно иные цели, нежели вера.

Беседу вела Марина Рыбалко.