Исполнение древних пророчеств

На модерации Отложенный

Исполнение древних пророчеств Немногие знают, что написанная более пяти тысяч лет назад книга — «Шримад-Бхагаватам» с поразительной точностью предсказала многие сегодняшние тенденции и события. В лекции, прочитанной 24 декабря 1973 г. в лос-анджелесском храме Общества сознания Кришны, Шрила Прабхупада привел много цитат из этого древнего санскритского текста. В Двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» описано многое из того, что мы видим в современном обществе: — «Что считать религиозными принципами и справедливостью, будет определять тот, кто сильнее... Религиозность будет измеряться материальным достатком...» И далее: «Те, у кого нет денег, будут не в состоянии добиться справедливости, и всякий краснобай будет почитаться ученым». таташ чанудинам дхармах сатйам шаучам кшама дайа калена балина раджан нанкшйатй айур балам смртих — «О царь, с каждым днем под воздействием могучей силы времени религия, правдивость, чистота, всепрощение, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память — все будет идти на убыль» (Бхаг., 12.2.1). Такое описание Кали-юги (нынешней эпохи раздоров и лицемерия) приводится в Двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» был написан пять тысяч лет назад, перед самым началом Кали-юги, и многое из того, о чем в нем говорится, еще только должно произойти. Поэтому мы считаем «Шримад-Бхагаватам» шастрой (богооткровенным писанием). Автор шастры (шастра-кара) обязательно должен быть освобожденной личностью, способной описывать прошлое, настоящее и будущее. В «Шримад-Бхагаватам» предсказано многое. Например, явление Господа Будды и Господа Калки. (Господь Калки явится в конце Кали-юги.) Есть также упоминание о явлении Господа Чайтаньи. Хотя «Бхагаватам» был написан пять тысячелетий назад, его автор знал прошлое, настоящее и будущее (таких людей называют три-кала-гья) и с удивительной точностью смог предсказать все эти события. В данном стихе Шукадева Госвами описывает признаки нашей эпохи. Он говорит: таташ чанудинам — по мере того как будет идти эта эпоха (Кали-юга), дхарма (религиозные принципы), сатйам (правдивость), шаучам (чистота), кшама (всепрощение), дайа (милосердие), айух (продолжительность жизни), балам (физическая сила) и смрти (память) - все это будет идти на убыль и в конце концов практически сойдет на нет. Разумеется, кроме Кали-юги, есть и другие юги. Во время Сатья-юги, длившейся 1800000 лет, люди жили по сто тысяч лет. Длительность следующей эпохи — Трета-юги — составляла 1200000 лет, и люди жили по десять тысяч лет. Иначе говоря, продолжительность жизни сократилась в десять раз. В следующую эпоху, Двапара-югу, которая длилась 800 000 лет, продолжительность жизни сократилась еще в десять раз — люди жили по тысяче лет. А в нынешнюю эпоху, Кали-югу, мы можем жить самое большее сто лет. Сто лет — это предел, но, как правило, мы не доживаем и до ста лет. Посмотрите: средняя продолжительность жизни сократилась примерно до семидесяти лет. И она будет сокращаться до тех пор, пока двадцати-тридцатилетний человек не станет считаться глубоким стариком. Еще одним признаком Кали-юги, предсказанным в «Шримад-Бхагаватам», является ухудшение памяти (смрити). В наши дни, как мы видим, память у людей не слишком хорошая — они очень быстро все забывают. Забывают даже то, что слышат каждый день. Одновременно люди теряют и физическую силу (балу). Это ни для кого не новость, вы знаете, что ваш отец и дед были крепче и сильнее вас. Итак, телесная сила идет на убыль, память ухудшается, жизнь сокращается — и все это предсказано в «Шримад-Бхагаватам». Еще одним признаком Кали-юги является упадок религии. По сути дела, в эту эпоху нельзя всерьез говорить о религии — ее почти нет. Никто не интересуется религией. Церкви и храмы закрываются, на дверях у них замки. В здании, где мы сейчас находимся, некогда помещалась церковь, но оно было продано из-за того, что люди перестали приходить сюда. Мы покупаем очень большую церковь в Австралии, и в Лондоне я видел сотни пустующих церквей — никто туда даже не заходит. И не только церкви — в Индии тоже люди посещают лишь несколько крупных храмов, а обычные небольшие храмы приходят в запустение. Они стали приютом для собак. Стало быть, религия, дхарма, приходит в упадок. Плохо обстоит дело и с правдивостью, чистотой и всепрощением. В прежние времена, если кто-то совершал дурной поступок, его прощали. Арджуна, например, немало претерпел от своих врагов, и все же на поле битвы Курукшетра сказал: — «Кришна, позволь мне уйти. Я не хочу их убивать». Вот пример всепрощения. Но теперь люди готовы убить ближнего даже за ничтожное оскорбление. Такое происходит повсюду. Не осталось и никакого милосердия (дайи). Даже если кого-то убивают, многие просто проходят мимо. Сейчас это обычное явление. Итак, религиозность, правдивость, чистота, всепрощение, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память — все это сходит на нет. По этим признакам вы можете убедиться, что век Кали вступает в свои права. Среди признаков эпохи Кали есть и такой: виттам эва калау нрнам джанмачара-гунодайах — «В Кали-югу мерилом достоинства и общественного положения человека будет его богатство» (Бхаг., 12.2.2). В былые времена положение того или иного человека определялось уровнем его духовного развития. К примеру, брахмана почитали за то, что он знает Брахман, то есть постиг Высший Дух. Но в Кали-югу брахманов, в сущности, нет, и человека называют брахманом просто по праву рождения, джанме. Право рождения существовало и прежде, но о человеке судили в первую очередь по его поведению. Если человек рождался в семье брахмана или кшатрия (воина, правителя), он должен был вести себя как брахман или кшатрий. А царь был обязан следить, чтобы никто не рядился в чужие одежды. Иначе говоря, людей уважали за их культуру и образованность. Но сейчас все не так: виттам эва калау нрнам — если у вас есть деньги, вы можете позволить себе все что угодно. Человек ничем не примечательный, а то и вовсе никудышный, имея деньги, будет пользоваться всеобщим уважением. Никому нет дела до вашей культуры, образованности или знаний. Такова Кали-юга. Вот еще один признак Кали-юги: дхарма-нйайа-вйава-стхайам каранам балам эва хи — «Что считать религиозными принципами и справедливостью, будет определять тот, кто сильнее» (Бхаг., 12.2.2). Если вы человек влиятельный, все будет решено в вашу пользу. Вы можете быть отъявленным безбожником, но, если сумеете подкупить священника, он засвидетельствует вашу набожность. Таким образом, репутация будет определяться деньгами, а не истинными качествами. Далее говорится: дам-патйе 'бхиручир хетур майаива вйавахарике — «Браки будут заключаться на основе минутного увлечения, и, чтобы преуспеть в делах, необходимо будет прибегать к обману» (Бхаг., 12.2.3). Отношения между мужем и женой будут зависеть от абхиручи, взаимной симпатии. Если юноша и девушка нравятся друг другу, они думают: — «Почему бы нам не пожениться?» Никто не задумывается, что ждет этих молодых людей. Поэтому их счастью очень быстро приходит конец. Шесть месяцев после свадьбы — и уже развод. А все потому, что молодые люди исходили из минутной симпатии, а не глубокого понимания друг друга. В Индии в прежние времена, по крайней мере во времена моей молодости, браки заключались не потому, что юноша и девушка нравились друг другу. Нет. Браки устраивали родители. Я женился еще студентом, но я не выбирал себе невесту; все решили родители. Еще один пример — Раджендра Прасад, первый президент Индии. В автобиографии он пишет, что его женили, когда ему было восемь лет. Моего тестя женили в одиннадцать лет, а тещу выдали замуж в семь. Раньше в Индии ни один брак не заключался без составления гороскопа, ибо, только зная прошлое, настоящее и будущее жениха и невесты, можно решить, будут ли они счастливы в своей совместной жизни. Когда брак заключается таким образом и освящается обрядом, муж и жена живут мирно и занимаются духовной практикой. Помогая друг другу, они живут очень счастливо и достигают успехов в духовной жизни. В конце концов они возвращаются домой, к Богу. Вот как должны заключаться браки. Считалось недопустимым, чтобы взрослые юноша и девушка общались друг с другом, чтобы, понравившись друг другу, они вступали в брак, а затем кто-то из них бросал другого...

Такого рода браки просто не разрешались. Но о Кали-юге сказано: дам-патйе 'бхиручих - для вступления в брак будет достаточно взаимной симпатии. А симпатия в любой момент может обернуться антипатией. Это знают все. Поэтому браку, основанному на взаимной симпатии, грош цена. Среди признаков нашей эпохи названы и такие: стритве пумстве на хи ратир випратве сутрам эва хи — «Муж и жена будут жить вместе, только пока будут испытывать друг к другу половое влечение, а брахманов будут узнавать только по священному шнуру» (Бхаг., 12.2.3). Брахманам дают священный шнур. И тот, кто его надел, думает: «У меня теперь есть священный шнур, значит, я стал брахманом. Я могу вести себя как чандал (собакоед), но это не имеет значения». Вот что происходит в наши дни. Человек не понимает, что, как брахман, он несет большую ответственность. Надев копеечный брахманский шнур, он воображает, что стал брахманом. Еще сказано: стритве пумстве ча хи ратих — муж и жена будут жить вместе, пока испытывают взаимную симпатию, но, как только у них возникнут какие-нибудь сексуальные проблемы, от их симпатии не останется и следа. Следующий признак Кали-юги таков: аврттйа нйайа-да-урбалйам панфитйе чапалам вачах — «Те, у кого нет денег, будут не в состоянии добиться справедливости, и всякий краснобай будет почитаться ученым» (Бхаг., 12.2.4). Если у вас нет денег, вы никогда не добьетесь справедливости в суде. Такова Кали-юга. В наши дни даже судьи верховного суда берут взятки, чтобы вынести решение в вашу пользу. Но, если у вас нет денег, в суд лучше не обращаться. Пандитйе чапалам вачах. Всякий краснобай — неважно, что он говорит, понимать его совсем необязательно — считается пандитом. Он ученый человек. Если вы будете говорить какую-нибудь абракадабру, никто вас не поймет, но люди скажут: «Смотрите, какой ученый человек!» А ведь такое происходит на самом деле. Так много разного рода неучей пишут книги, но, если вы попросите кого-нибудь из них объяснить, что он хотел сказать, он ответит: «О, это необъяснимо». Такое можно видеть на каждом шагу. Далее в «Шримад-Бхагаватам» сказано: анадхйатаивасадхутве садхутве дамбха эва ту свйкара эва чодвахе снанам эва прасадханам «Бедность будет считаться позором, а лицемер, выдающий себя за праведника, будет считаться образцом благочестия. Браки будут заключаться по свободному соглашению, и, просто искупавшись, человек будет считать себя очень чистым и красивым» (Бхаг., 12.2.5). Первый признак — анадхйата. Если вы бедны, вы не заслуживаете уважения; люди думают, что человека нельзя уважать, если он не знает, как всеми правдами и неправдами зарабатывать деньги. Далее говорится свйкара эва чодвахе — для заключения брака достаточно будет взаимного согласия. Так оно и происходит в вашей стране, да и в моей тоже. Правительство назначает чиновника, регистрирующего браки, и молодой человек и девушка могут просто прийти к нему и зарегистрировать брак. Возможно, им нужно еще уплатить какую-то сумму. «Да, мы согласны вступить в брак» — говорят они, и он выдает им свидетельство о браке. В прежние времена отец и мать выбирали своим детям жениха или невесту, советуясь с астрологом, который мог предсказывать будущее. Сейчас же брак заключается просто по взаимному согласию (свйкара). Следующий признак: дуре варй-айанам тйртхам лаванйам кеша-дхаранам — «Путешествие к какой-нибудь дальней реке будет считаться паломничеством, и мужчина, отрастивший длинные волосы, будет думать, что он очень красив» (Бхаг, 12.2.6). Посмотрите, с какой точностью «Шримад-Бха-гаватам» предрекает будущее! «В Кали-югу мужчина, отпустив длинные волосы, будет считать себя очень красивым». В вашей стране есть такой опыт. Кто мог бы предугадать, что мужчины будут отращивать длинные волосы? Но в «Бхагава-там» об этом сказано: кеша-дхаранам. Кеша означает «длинные волосы», а дхаранам — «отращивать». Еще один признак — дуре варй-айанам тйртхам. Люди будут думать, что место паломничества должно находиться далеко. Ганга, например, протекает через Калькутту, но никто не совершает омовение в Калькутте, все предпочитают делать это в Хардваре. Ганга все та же — из Хардвара она течет по направлению к Бенгальскому заливу. Но люди готовы переносить всякие тяготы, чтобы добраться до Хардвара и совершить омовение, потому что это место стало считаться тиртхой, местом паломничества. Тиртхи есть в каждой религиозной традиции. У мусульман это Мекка и Медина, у христиан — Голгофа. Так же и индусы думают, что должны проделать долгий путь, чтобы добраться до тиртхи. Но на самом деле тиртха — это место, где собираются святые люди (тиртхи-курванти тиртхани). Это и есть тиртха, а не какое-то место, куда нужно добираться за десять тысяч километров, чтобы просто окунуться в воду, а затем возвратиться домой. Далее идут такие признаки: ударам-бхарата свартхах сатйатве дхарштйам эва хи дакшйам кутумба-бхаранам йашо-'ртхе дхарма-севанам «Смысл жизни люди будут видеть в том, чтобы просто наесться досыта, и наглость станет мерилом истины. Человека, способного прокормить свою семью, будут уважать как очень искусного в делах, и люди будут следовать принципам религии только для того, чтобы приобрести высокую репутацию» (Бхаг., 12.2.6). Тот, кто сможет позволить себе есть досыта, будет считать, что добился всего, о чем мечтал. Люди будут очень голодны, им просто будет нечего есть, и потому, если кто-то сможет хоть однажды наесться досыта, он будет считать, что все его желания исполнились. Следующий признак: сатйатве дхарштйам эва хи — «Всякий, кто искусно жонглирует словами, будет считаться очень правдивым». Еще один признак: дакшйам кутумба-бхаранам — человека, способного прокормить свою семью (жену и детей), будут уважать как очень искусного в делах. Это значит, что содержать семью будет очень трудно. Это уже трудно. Содержать жену и двух детей стало тяжким бременем. Поэтому никто не хочет жениться. Следующий стих описывает, что произойдет, когда все люди будут таким образом отравлены ядом Кали-юги: эвам праджабхир душтабхир акирне кшити-мандале брахма-вит-кшатра-шудранам ио бали бхавита нрпах Никого не будет интересовать общественное положение человека: брахман он, кшатрий, вайшья, шудра или же чандал. Если он сумеет привлечь на свою сторону избирателей, то займет царский трон или пост президента. В прежние времена только кшатрий мог занимать царский престол, а не брахман, вайшъя или шудра. Но сейчас, в Кали-югу, нет таких сословий, как кшатрии или брахманы. Теперь у нас демократия. Всякий, кому удастся честным или бесчестным путем получить ваши голоса, может занять место лидера. Он может быть прожженным негодяем, но займет самый высокий пост — пост президента. В следующем стихе «Бхагаватам» описывает подобных лидеров: праджа хи лубдхаи раджанйаир ниргхрнаир дасйу-дхармабхих аччхинна-дара-дравина йасйанти гири-кананам «Безжалостные негодяи, захватив власть, будут так притеснять своих подданных, что те, бросая жен и все свое имущество, будут разбегаться по горам и лесам» (Бхаг., 12.2.8). Итак, люди, выбранные на государственные должности, по большей части алчные правительственные чиновники (лубдхаи раджанйаих). Ниргхрнаир дасйу: их основное занятие — грабить народ. И мы в самом деле видим, как правительственные чиновники ежегодно увеличивают бремя налогов; вырученные деньги они делят между собой, тогда как положение простых людей не улучшается. Так делают все правительства. Со временем люди, не в силах вынести такие притеснения, начнут оставлять свои дома, жен и все имущество и уходить в леса (аччхинна-дара-дравинах). Такое мы тоже видели. Итак, калер доша-нидхе раджан: эта юга - настоящий океан пороков. Если вас бросить в Тихий океан, то как вы сможете спасти свою жизнь? Будь вы сколь угодно искусным пловцом, вам все равно не переплыть Тихий океан. Недаром Кали-юга описывается в «Бхагаватам» как океан пороков. В ней столько уродливых явлений, столько разного рода извращений, что кажется, будто для людей нет спасения. И все-таки одно спасительное средство есть: киртанад эва кршнасйа мукта-сангах парам враджет. «Бхагаватам» объясняет, что повторение имени Кришны, мантры Харе Кришна, спасет вас от этой чумы Кали-юги.