Снова о расстреле сотрудников французского Charlie Hebdo (полемика вообще)
На модерации
Отложенный
История с расстрелом сотрудников французского Charlie Hebdo — одно из самых показательных происшествий последних лет, если абстрагироваться от эмоций и взглянуть на него с позиций социального опыта. Божественная трагедия по мотивам антиклерикала Алигьери, в которой вдруг стало не очевидно, где преступление, где наказание и на каком вообще круге ада мы сейчас находимся.
На самом деле, все обсуждение в общем-то сводится к одному вопросу: заслужили карикатуристы смерть или нет.
Следуя закону формального человеколюбия, оба лагеря начинают с «я против убийства». Однако дальше сторонники первой точки зрения говорят «но», и наступает драматическая развилка. Карикатуристы спровоцировали, нельзя оскорблять святое, 10 лет дразнили, 1,5 млрд мусульман, журналист не должен упиваться вседозволенностью. И вообще, карикатуры мерзкие, кто только этих писак спонсировал. Общий смысл: не провоцируйте. Будьте скромны, деликатны и молчаливо толерантны. Дальше — логика известная.
Я против изнасилований, но она сама надела короткую юбку и вообще вела себя вызывающе. Я против воровства, но зачем он кошелек оставил на видном месте, будто провоцировал. Я против казни, но он точно ее заслужил. В общем, я терпим и терпелив, но зачем они сами-то?..
Дескать, журналисты нарушили законы здравого смысла, дразня мусульман карикатурами на протяжении многих лет — «Ты же не выйдешь в Гарлеме с плакатом, оскорбляющим «черных».
Но получается, что, рассуждая таким образом, выходишь на логику, что в правовом государстве есть и будут сферы, в которых закон не действует, будь то гетто или религиозная община.
Защитники же убитых журналистов были поставлены в априори невыигрышную позицию: возмущаясь резней в Charlie Hebdo, ты автоматически защищаешь издание, лично журналистов и даже сами карикатуры, чья художественная ценность мне лично кажется сомнительной.
Такое перенаправление спора так же неверно, как и аргумент «если ты против оскорбления ислама, то ты за боевиков ИГИЛ». Ведь как-то и забылось совсем, что мстители вышли не из обиженной мусульманской общины, а из йеменского крыла «Аль-Каиды», а ответственность за теракты взяла на себя организация «Исламское государство Ирака и Леванта», которую вообще смешно рассматривать как поборников морали с их торговлей людьми и меркантильным террором.
В этом смысле скандал вокруг Charlie Hebdo похож на обсуждение «болотных протестов» и суда над Pussy Riot, где все смешано в одну кучу — поступок и последствия, ошибка и возмездие.
Потому что люди, выходившие на площадь, часто делали это не из любви к Навальному и подчас даже не против некой абстрактной коррупции. Они выступали против несправедливой, непрозрачной и неэффективной государственной машины, принимающей неоднозначные решения, которые нельзя ни отменить, ни даже оспорить. Они выходили на площадь не за право каждого танцевать в церкви (мечети, синагоге), а против уголовного срока за мелкое хулиганство, которое заслуживало скорее административного наказания.
И сейчас люди выходят не за оскорбительные карикатуры, а против самой мысли о том, что кого-то можно убить за оскорбление чьих-то духовных ценностей.
И в данном случае получается, что главное — право одного убить другого за несогласие с позицией. Не подать в суд, не начать общественную дискуссию о взаимной мере уважения и ответственности, не призвать сторонников той или иной позиции. А взять и лишить другого жизни.
А что же ценности? В чем они? И где грань между уважением одних ценностей и отрицанием других? В России флюгер чаще направлен на защиту «скреп» и недопустимость оскорбления чувств верующих. Защищать эту позицию у нас намного проще, поскольку по старой памяти принцип «идея дороже жизни» хорошо воспринимается массовым сознанием, из-за чего иногда приобретает весьма искаженный характер.
А раз так — «двушечка» за танцы может стать логическим прологом «смерти за карикатуру».
Пока, к счастью, не в России. Но почва для подобного переноса хорошо подготовлена. И не без помощи тех, кто отвечает за формирование общественного мнения и формирование тех самых ценностей. Которые до сих пор носят гораздо более расплывчатый характер, чем мера ответственности за их оскорбление и неуважение.
Поэтому каждый, кто хотя бы отчасти оправдывает казнь над теми, кто преступил неписаные законы, становится ее невольным соучастником. Едва не у каждого найдется слово или дело, из-за которых он может захотеть лишить другого жизни. И потом оправдать это деяние. Не обольщайтесь. Если вы допускаете убийство за оскорбление ценностей, значит, никакие ценности вам неведомы.
вольные размышления Дмитрия Евстифеева
Комментарии
Да разве?
1) о какой смерти вообще речь?
Когда ИГ отпиливает головы западным журналистам, это выглядит как подлое и нарочито провокационное убийство. Но держатели общечеловеческих ценностей намертво не поддаются на провокации. А тут какие-то хлопчики в чёрном идут на заведомую смерть для того, чтобы выразить своё несогласие с "прогрессивными журналистами". Согласитесь, что у этой экстравагантной группы с автоматами и гранатомётом не было никаких шансов убить хоть кого-нибудь посреди Парижа, да ещё и в редакции "проблемного", а потому и опекаемого правоохранителями журнала. Если всё было так, как нам рассказывают, то это просто была отчаянная и отчаянно-безнадёжная атака камикадзе.
2) Какое вообще имеет значение жизнь этих пакостников? Они добились наивысшей награды, мыслимой в их ремесле. За убогие рисуночки им заплатили смертью. А подавали ли они повод к такому с собой обращению? "Отец наш небесный" для некоторых людей - не просто грамматическая конструкция. Представьте себе, что в некоем журнальчике в стиле "Шарли" изображают Вашего отца, Вашу мать...
А вот это интересный тезис. Подонок сам должен определять грань, за которой он может быть наказан. Гадить можно только в безопасных зонах.
1. Если вы не готовы умереть за свои ценности, так и молчите в тряпочку.
2. Чё-то ваши ценности носят исключительно юридически-нигилистический характер: "Разрешено всё, что не запрещено законом". Трогательно, конечно, но на такой "базе" даже секс-шоп не построишь. Фундамент растрескается.
3. А в зеркало посмотреться? Сами то вы допускаете уголовное преследование и принуждение к конформизму. Что же прикажете делать слабым?
4. Из того, что какие-то ряженые "фундаменталисты" "взяли на себя ответственность", вовсе не следует, что виноваты именно те, кого назначили. Ну, хотя бы, вследствие презумпции невиновности.
Сейчас каждый для себя определяет свою позицию к трагедии, произошедшей в Париже.
Свобода слова, понятая и реализуемая, как абсолютная свобода говорить всё, что вздумается, без моральных ограничений и тормозов требует ныне публичного переосмысления.
Я например, как убежденный атеист, никогда не позволю себе издеваться над святынями или религиозным мировоззрением других людей, как и не буду разоблачать веру моей внучки в Деда Мороза.
Здесь проходит красная линия для журналистов всех стран и народов!
Но если кто-либо из этого уважаемого сообщества, ее все-же преступил, он конечно, не заслуживает смерти или физического страдания.
Ему должно быть достаточно публичного морального осуждения, профессиональногог поые размышления.
или же судебного вердикта по иску потерпевших.
Призывать сейчас публиковать карикатуры на пророка Мухамеда, как протест против террористической атаки исламистов, и тем более следовать таким призывам - значит усугублять существующий цивилизационный конфликт и действовать вопреки толерантности, основам демократии и либерализма западного образа жизни и их систем ценностей.