<form action="http://lj.gazeta.ru/ljthis-window/?docId=6355181" method="POST" name="lj_send_form" target="_blank"></form>
В новый год ДНР и ЛНР вошли в подвешенном состоянии. Вот уже несколько месяцев Киев и сепаратисты с переменным успехом ведут переговоры о линии разграничения и статусе республик, при этом никто не берется утверждать, что вероятность нового вооруженного конфликта полностью исключена. «Газета.Ru» изучает возможные сценарии развития ситуации в регионе в 2015 году с экономической, политической и военной точек зрения.
Замороженная война
Зимой, после осенних минских протоколов, конфликт окончательно перешел в стадию замороженного. Интенсивность боевых действий снизилась, локальные стычки нельзя сравнить с масштабными боевыми действиями летом. Возможно, затишье на фронте связано с усилением контроля Москвы и Киева над силами с обеих сторон. Параллельно уводу из Донбасса командиров сепаратистов (Стрелков, Безлер, Козицын и другие) украинские власти планомерно встраивали в систему нацгвардию — и полевые командиры, и гвардейцы были непредсказуемым фактором войны.
Теперь Киев и Москва делают шаги навстречу друг другу, причем Москва на уровне президента, премьера и министра иностранных дел официально выступает за Украину без Крыма, но с Донбассом.
Риторика Кремля смягчается на фоне усиления давления США и ЕС, новых санкций, однако ситуация остается в подвешенном состоянии, и в республиках «Газету.Ru» уверяют — реинтегрировать Донбасс обратно в состав Украины невозможно из-за прошедшей войны и идеологической пропасти между сторонами конфликта и война будет идти до окончательной победы одной из сторон.
В неформальных разговорах стороны уповают на скорый экономический коллапс противника. Киев надеется на тяжесть для Кремля западных санкций и неспособность дотировать сепаратистов, а также на то, что ДНР и ЛНР даже при поддержке Москвы так и не смогли построить полноценные административную, финансовую, банковскую и социальную системы, а из республик уже приходят первые сообщения об умерших от голода.
В ЛНР и ДНР в свою очередь надеются на то, что сама Украина рухнет под тяжестью долгов и неспособностью выполнять социальные обязательства.
Пессимистичная экономика
Между тем для самопровозглашенных республик экономическая ситуация — это действительно самая сложная проблема, которую после окончания активных боевых действий уже невозможно скрывать. Там нет полноценной нормативной базы, налоговой и финансовой системы. К этому прибавляется полная экономическая блокада со стороны Киева, из-за которой пророссийские сепаратисты выживают только благодаря «серым» бартерным схемам с Киевом. Кроме того, сепаратисты изъяли наличность у банков, ввели дополнительные акцизы и налоги с бизнеса.
В ДНР и ЛНР собирают налоги налом и зависят от украинских денег: если раньше их привозили пенсионеры и льготники, то сейчас Киев не выплачивает пенсии без переезда из зоны АТО.
Другой источник — зарплаты на крупных предприятиях — постепенно иссякает из-за разрыва промышленных и торговых цепочек. Стоит отметить, что источники в Москве «Газете.Ru» подтвердили, что белые грузовики с гуманитарным грузом вывозили оборудование с заводов Донбасса.
«В сущности, экономики ДНР в настоящий момент нет, — откровенно комментирует политконсультант правительства ДНР Роман Манекин. — Есть более или менее ответственное (часто неграмотное) распределение потоков гуманитарки, немногочисленные (но выразительные на фоне тотальной стагнации) «серые» схемы. В полной мере экономика оживет только после официального признания республики. Пока же будут прилагаться титанические усилия для даже не консервации — замедления разрушительных процессов, которые происходят. Донбассу в ближайшее время будет сложно, но я уверен, что мы выдержим».
Ополченец и координатор негуманитарной помощи ДНР Александр Жучковский уверяет, что у нынешних властей республик стратегии нет.
«Все, что будет там происходить ближайшие месяцы, — будет исключительно ситуативно, люди живут и работают с психологией временщиков, и это естественно: нельзя полноценно отстроить и наладить никакую политическую жизнь или экономическую систему в условиях постоянного риска смены руководителей либо риска военного нападения. Будучи практически в полном окружении в Семеновке, мы подвергались постоянным обстрелам и часто перемещались из здания в здание. Сегодня ночуешь в одном, завтра уже в другом, потому что предыдущее уже разнесли артиллерией. Сейчас Донбасс — это такая большая Семеновка, где люди живут одним днем», — рассказывает Жучковский.
По его словам, на 30% Донбасс будет выживать за счет внутренних ресурсов, в остальном же «это будет головной болью России», которая неизбежно становится единственным экономическим донором ДНР и ЛНР.
«К сожалению, гуманитарная катастрофа — разруха, нищета, голод, болезни — там будет продолжаться до окончания войны. Политически это будут диктатуры, где демократические процедуры сведены к минимуму, а власть, в том числе судебная, принадлежит военным и «госбезопасности». Не исключены в республиках военные перевороты. По крайней мере, нынешние власти об этом задумываются и принимают превентивные меры против потенциальных противников», — указывает ополченец.
Экс-замглавы МИД ДНР Борис Борисов также дает пессимистичный прогноз в социальной области, по выплатам пенсий и зарплат, восстановлению экономики, «но в истории войн и революций бывало и похуже, в этом контексте мы на среднем уровне».
«Кто первый моргнет»
Главный вопрос — способна ли Москва взять на себя обеспечение восстановления Донбасса и финансовой подпитки экономически несостоятельных ДНР и ЛНР? Бывший сотрудник администрации президента России Борис Рапопорт, курировавший украинское направление, в интервью газете «МК» назвал блокаду «садистской». А президент Путин вспомнил, что Москва даже в годы войны не отрезала от себя финансовую систему Чечни.
Это лишний раз демонстрирует нервное отношение Москвы к экономическим проблемам Донбасса.
Комментарии