Зиккурат на Северном Кавказе
На модерации
Отложенный
...Отправляясь в Мамисонское ущелье, большое любопытство вызывала возможность увидеть «единственный на Северном Кавказе зиккурат», находящийся в Лисри. В сети практически все сообщения о Лисри не обходится без упоминания и об этом святилище. Правда, без каких либо подробностей. Но согласитесь: зиккурат - звучит интригующе.
Вот он.
Напомню: зиккурат это культовое сооружение в виде ступенчатой башни, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э.
Вот только что-то узнать о святилище в Лисри не получается. Даже в том, кому оно посвящено, есть разночтения. Одни источники называют его Хуцауы Кувандон, другие - Мигдау-дзуар. Скорее все же Мигдау-дзуар: именно так его называли в старых, еще дореволюционных этнографических исследованиях. Мигдау-дзуар правильнее звучит как Мигъдауы –дзуар, хотя, понятно, что и это адаптированное написание.
Хуцауы тоже вызывает вопросы. Большинство источников трактуют его как «Божий святой», покровитель дома, брака и плодовитости женщин, но есть и такое: Хуцау — Единый Бог — творец земли, небожитель, часто называемый Хуцауты Хуцау — Бог Богов, а покровителем дома называют Хицауы… С Мигдау оказалось еще сложнее...
Для сведения:
- Кувандон (Хуцауы Кувандон) – это местный алтарь, филиал главного алтаря. Кувандоны, посвященные разным небесным покровителям, были практическом в каждом селении.
- Дзуар (Мигдау-дзуар) – общее название небожителей в нартском эпосе. Со временем дзуарами стали называть святилища, посвященные этим небожителям. Святилища обычно возникали в местах, связанных с какими-то событиями с участием Дзуаров-небожителей.
С датировкой создания святилища в Лисри тоже нет ясности.
В некоторых статьях его относят к эпохе поздней бронзы II – I тысячелетие до н.э. Но, думаю, эта дата появилась в связи с отождествлением святилища с зиккуратом.
И расположен дзуар странно: обычно святилища устраивают за пределами селения, а здесь почти вплотную к боевой башне…
В одном все источники сходятся: святилище старше руин Лисри. А сохранившийся ансамбль башенных сооружений Лисри, как и других селений Мамисонского ущелья, датируют XIV-XVIIвеком. Да и эта дата умозрительна, основанная, скорее всего, на данных о расцвете башенной культуры и переходным периодом от сухой кладки к широкому применению кладки с использованием раствора. В Мамисонском ущелье преобладает сухая кладка.
Что же касается определения зиккурат применительно к святилищу в Лисри, то скорее его следует называть зиккуратоподобным, так как сакральный смысл культовых сооружений древнего Междуречья и на территории Северной Осетии разный.
Это фрагмент рассказа о средневековом селении Лисри в Северной Осетии
Комментарии