Крушители иллюзий из "Эха Москвы"

На модерации Отложенный

 Крушители иллюзий из «Эха Москвы»

1

Полагаю, иллюзии – это наше табу. Нет большей пакости человеческой, чем разрушение иллюзий. Потому что жизнь соткана из иллюзий, главная из которых иллюзия непревзойденности объекта любви. Или просто – иллюзия любви. Поскольку любовь это наше всё, любое благолепие, равновесие и спокойствие  выстроено на чувственных иллюзиях.  

Общественно-политические иллюзии или идеологии вовсе не являются исключением. К примеру, американец верит в иллюзорную «американскую» мечту» и только благодаря этой вере существует в надежде, стабильности и спокойствии. Разрушите эту иллюзии по всем законам логики, и Америка рухнет. Европеец верит в разумность всего им выстроенного и доверяет себя законам разумности. Докажи ему, что доверяться одному только разуму глупо, он рехнется. Русский доверяется иллюзии вселенской справедливости, или своей особой правды, в которой нет разумности, но есть земной подвиг. Заставь его жить по-разуму, в обход своего иллюзорного предназначения, он запьет от тоски,  и т. д.

На иллюзорных правдах все этносы – американцы, французы, арабы,  русские - и стоят.

Но вот к аборигену пустыни, строящему свое благополучие на своей особой иллюзии, приходит абориген из штата Техас и говорит: ты не так живешь, ты боготворишь верблюда и Саддама Хуссейна, ты слишком много ждешь от верблюда и от Хуссейна. И доказывает это по законам логики. И показывает, как надо - на примере штата Техас.

Не поняв ни черта, абориген ливийских пустынь интуитивно постигает, что перед ним разрушитель его иллюзий, человек, отнимающий у него веру в сохраняющий фантом, субъект, пожелавший оторвать его от богов предков, - следовательно, этот человек - враг.

А Запад удивляется исламскому экстремизму. Он породил его сам, втиснув собственные иллюзии в иллюзии других.

 Впрочем, Западу все простительно, он, Запад, исторический страдалец во всех перспективных измерениях. Что же у нас с вами?

Везде, точно так же и в России нет большего врага, чем разрушитель иллюзий. Разрушитель из лучших побуждений. Это должны понимать люди, действующие по законам реальности, «по-разуму», стоящие в оппозиции к существующему порядку вещей. Россия здесь никакое не исключение, разве что только в том, что более податлива, ментально разбросанная, предельно уязвимая.

 2

Все сказанное – предисловие к разговору о многочтимых-многослышимых ТВ-каналах «Слон», «Дождь» и «Эхо Москвы». Не приходится долго мучиться, чтобы понять, что это классические разрушители иллюзий. Разрушительное свойство их манифестаций пропорционально уровню их циничного мировосприятия.

 

Крепкие слова, но сказаны они вовсе не из желания уязвить посильнее – чистейшая логика-механика ментальных перипетий.

Никто не спорит, любые иллюзии, хотя бы и конструктивные, не могут быть вечными, должны непременно корректироваться временем. Коррекция, как только что говорилось, никак не может быть полным отрицанием иллюзорного статус-кво, должна быть мягкой, ненавязчивой  и пр., и пр., словом, располагать внутренней мерой.

Эта мера рождается и процветает в пространстве тех же иллюзий и представляет собой некий спектр допустимых отрицаний, центральной линией которого выступает сохраняющая иллюзия любви. В данном случае - любви к своему Отечеству, к населяющим его этносам. Если таковой нет, спектр любовных отрицаний превращается в спектр отрицаний бесчувственных, разумно-циничных, в той же мере разрушительных, и это – враждебность и крах.

Бойцы циничного фронта, вроде Ю. Латыниной и ее друзей, как им кажется, соревнуются в борьбе за беспристрастную правду и объективное освещение событий и обстоятельств, полагая, что беспристрастность выступает их индульгенцией, технологическим фетишем и единственным творческим идолом. Увы, по понятным причинам, их правда разрушительна в той мере, в какой беспристрастна, лишена любви и сочувствия к существующим иллюзиям и их носителям. В умах этих людей ничего, кроме циничных констатаций, а в их глазах ничего, кроме тумана потусторонности и безысходности. Это не наши, не родные нам люди только потому, что их мера абсолютно цинична, их манифестации диктуются не любовью к «одураченному иллюзиями» Отечеству, а чем-то другим, неизвестно чем, возможно, обидой на бездарно расходуемое время жизни.

И то, что останется в памяти «плебейского племени» с уходом со сцены этих борцов за правду, «аристократов» духа и разума?

 

PS.  Кстати, наши иллюзии оставляют за собой вполне реальный след, материализованный «осадок», как бы «врастают в кожу». Со временем это и вовсе обретает черты приобретенных рефлексов. Так что играя в коммунизм или исламизм, или даже в футбол, мы материализуем то или другое в своем менталитете и, кажется, в генетической формуле. Ментальные эволюции   представляют собой перипетии игры иллюзий – в той мере, в какой последние нанизаны на иллюзии любви, имеющей отношение к Вечности.

Что касается игры, проводимой «Эхом Москвы» и их единомышленниками, то это игры разума - бесчувствия, плетущегося за временем; время же не оставляет остатка ни в поле реальном, ни в иллюзорном.

 

Алим Ваграм

  Керчь, декабрь 2014