Очень неудобная сенсация

Американские и европейские журналисты как по команде заткнулись, не рискуя выдать хоть писк о сенсации про украинского летчика Волошина
Наш колумнист - о реакции на появление секретного свидетеля, найденного "КП"

Новые подробности гибели малазийского «Боинга» переключили западную прессу в режим «Тягостное Молчание». С одной стороны, еще не затихло эхо от яростных криков про «честное расследование» этой катастрофы. С другой, озвученная правда эта оказалась настолько неудобной, что в подпольном «всемирном центре управления свободными СМИ» кто-то из дежурных по планете, быстро перекинул рубильник в положение «Выкл.» и сотни западных корреспондентов замерли в причудливых позах.

Первым это явление «управляемости свободных СМИ свободного Запада» заметил политолог Сергей Кара-Мурза. В конце 80-х годов нас страшно любили в США и Европе. Иногда даже неудобно было - все-таки «Империя зла», а к нам ррраз - и с размаху со слюнявыми поцелуйчиками, и пачку жвачки в карман - на память. Тогда западные коллеги с удовольствием и восторженно писали о России, разные деятели культуры и целые правительства приглашали в гости и сами ездили. Но, зимой 92 года, когда стало ясно, что СССР уже не восстановится, рубильник перекинули почти до конца, а на исходящий слабенький информационный поток поставили фильтр, который отсекал все, кроме слов: «челноки-рэкет-проституция». Позже, в 1995 году в фильтре наковыряли дополнительных дырочек, добавили слова-маячки - «Чечня-федералы-повстанцы».

Так и повелось с тех пор - работая рубильником и меняя фильтры, можно было вылепить любой нужный в данный момент образ России. Например - позавчера весь мир заходился в ужасе от «российской военщины в Чечне», а вчера уже рыдал над «погубленными моряками с «Курска». Я лично наблюдал, как 30 апреля этого немилосердного 2014 года, в единственной гостинице города Славянска «Украина» все номера были сняты журналистами на месяц вперед, а 1 мая начинается массовый исход западной прессы. Они прячут глаза, и со словами «начальство отозвало» - уезжают. Через сутки начнется первый штурм города. Мы этого не предвидели, а их сценаристы штурма, получается, предупредили. Из Киева? Или сразу из Вашингтона?

Потом, коллеги так же стыдливо возвращались назад, на референдум в Донбассе - искать нарушения. А вот в первых числах июня, мы почему-то не нашли в Славянске ни одного западного журналиста. Уже начались обстрелы города по площадям, каждый день гибли обычные гражданские люди - а миролюбивая и пацифистская западная пресса куда-то подевалась. Им было неинтересно снимать разорванных на куски горожан. Хотя гибель «мирняка» от лап «милитаристов», их верный кусок хлеба, который добывался что в Грозном, что в Алеппо или Мисурате. Но тут и «мирняк» был не тот, да и «военщина» оказалась дружественной. А друзей предавать нельзя, даже если они сбили «Боинг».

Американские и европейские журналисты как по команде заткнулись, не рискуя выдать хоть писк о сенсации про украинского летчика, который, судя по всему, и шмальнул по пассажирскому лайнеру над Донбассом. И эта удивительная дисциплина (Всем по струнке! Ни шагу в сторону!), отмобилизованность «свободных СМИ свободного Запада» на наших глазах переходит на новый уровень цензуры, название которой — Информационная война.

Дмитрий СТЕШИН (25 Декабря, 01:20)

КСТАТИ:

Летчик Волошин был награжден орденом через два дня после крушения «Боинга»

Это действительно капитан Владислав Волошин, летчик 299 бригады тактической авиации. Про него даже есть небольшая запись в Википедии - командир штурмовика Су-25. Ни биографических данных, ни служебных больше нет. Зато в Интернете мы нашли видеосюжет о выпуске Харьковского Университета воздушных сил. Героем репортажа стал совсем молодой худощавый курсант Владислав Волошин (подробности)

Западные журналисты никак не отреагировали на новость о причастности украинского пилота к крушению «Боинга»

В России показания служащего авиабазы в Днепропетровске о причастности Украины к гибели малайзийского «Боинга» - тема номер один. А в зарубежных СМИ, меж тем, удивительная тишина. Абсолютная. Мы решили спросить иностранных журналистов, почему они не обращают на это внимание. Им неинтересно или, быть может, невыгодно?

- Одних слов мало, они ничего не стоят, где доказательства? Может, человек бредит или фантазирует? Я же не знаю его мотив, - сказал нам корреспондент газеты The Moscow Times Майкл Бом. - Идет информационная война, и мы должны быть скептиками. Также мне недостаточно того, что Запад говорит, что знает о поставках российского оружия на юго-восток Украины. Но где фото-видео? Если сейчас доказать слова этого украинца невозможно, то это просто останется одной из версий. Западные журналисты устали от обманов. А постановка вопроса «выгодно-невыгодно» неправильна. Писать о пытках и секретных тюрьмах тогда, получается, тоже невыгодно, но ведь пишут.

В московском бюро The New York Times нам ответили, что все корреспонденты на выезде и поговорить с нами сейчас никто не может, немецкий журнал Der Spiegel разъехался на праздники, а журналист голландского телеканала RTL Олаф Боело Коенс, чья страна напрямую заинтересована в установлении истины в причинах авиакатастрофы, даже не стал нас слушать: «Материал видел, комментировать не буду. Вы знаете, как нам интересно разговаривать с «Комсомольской правдой».

- Я уехал в Испанию на Рождество, с утра видел эту новость на российских сайтах, но не смог прочесть - подвел интернет. Сегодня изучу. Думаю, что молчание можно списать на рождественские каникулы, - сказал «КП» корреспондент испанской газеты АВСРафаэль Морено Маньюэко.

Позвонили напоследок из интереса и в Мумбай. Вроде страна - восточный друг России...Журналист ведущего индийского экономического издания, пожелавший остаться неназванным, ответил следующее:

- Я не видел у нас новости об этом ни по ТВ, ни в газетах.

Может, это связано с тем, что индийская пресса ждет более существенных доказательств на этот счет, прежде чем выдавать эту сенсацию.

- А если Индия не хочет тем самым раздражать Запад?

- Вполне возможно, что и так. Ситуация очень щекотливая.

Здорово получается: с одной стороны, «дайте нам доказательства», с другой, - либо публикацию игнорируют, либо сссылаются на «рождественскую расслабуху». Это профессионалы-то, для которых всякая сенсация - хлеб насущный! А ведь в июле, едва прошло два-три часа после катастрофы, иностранные СМИ как с цепи сорвались, крича в унисон вслед за Киевом: самолет сбили русские или ополченцы с помощью переданной им Россией установки «Бук». И доказательств не требовали. Напротив, тиражировали украинские фальшивки на эту тему (даже если они жили меньше суток).

И теперь мы наблюдаем такую же отмобилизованность, но с противоположным знаком: «признания ключевого свидетеля не замечаем, о его разоблачениях молчим». Прав коллега Бом: идет информационная война, и судя по всему большинство западных журналистов сидят в ее окопах - по ту линию фронта.

Российские генералы говорили о следах штурмовика уже через неделю после трагедии

«Боинг» сбил украинский летчик, был опубликован на нашем сайте kp.ru вчера в полночь), что ракета штурмовика Су-25 могла «достать» до лайнера, летевшего на 10-километровой высоте. Но давайте вспомним брифинг российских генералов - спецов высшего класса, который они провели еще 25 июля - всего через неделю после крушения «Боинга» («КП» писала об этом 26 июля). На нем были представлены не версии, а документальные доказательства того, что в трагедии участвовал и Су-25

Еще до появления тайного свидетеля в «КП», версию о том, что «Боинг» под Донецком мог быть сбит с боевого самолета, выдали на официальном брифинге Минобороны [фото, видео]

Некоторые читатели-«всезнайки» засомневались (а материал о том, что малайзийский «Боинг» сбил украинский летчик, был опубликован на нашем сайте kp.ru вчера в полночь), что ракета штурмовика Су-25 могла «достать» до лайнера, летевшего на 10-километровой высоте.

Но давайте вспомним брифинг российских генералов - спецов высшего класса, который они провели еще 25 июля - всего через неделю после крушения «Боинга» («КП» писала об этом 26 июля). На нем были представлены не версии, а документальные доказательства того, что в трагедии участвовал и Су-25.

На брифинге начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Андрей КАРТАПОЛОВ заявил:

- Российские средства контроля воздушной обстановки 17 июля - в день крушения малайзийского Boeing на Украине - засекли в направлении гражданского самолета набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно, Су-25. Этот самолет способен подниматься на высоту 10 тысяч метров и может уничтожать с помощью ракет Р-60 воздушные цели в радиусе 12 километров, гарантированно - на расстоянии до 5 километров. Удаление военного самолета от Boeing составляло от 3 до 5 километров.

А вот что сказал на том же брифинге начальник Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Игорь МАКУШЕВ:

- Ранее украинские официальные лица сообщали, что в тот день украинских военных самолетов в районе авиапроисшествия не было. Более того, известно, что 17 июля украинские диспетчеры предписали экипажу авиалайнера снизиться на 600 метров.

Воздушный объект рядом с Boeing был обнаружен в 17.21.35 (мск). Его зафиксировали на высоте 10 тысяч метров, скорость борта была 400 километров в час. Данный воздушный объект устойчиво наблюдался радиолокационными постами Усть-Донецка и Бутурино в течение 4 минут. При этом идентифицировать воздушное судно не удалось, потому что оно не было оборудовано системой вторичного опознавания, что характерно для военных самолетов. Обнаружить же ранее истребитель либо штурмовик не представлялось возможным, так как контроль в том районе осуществлялся радиолокационными средствами, обнаруживающими объекты на высотах полета более 5 тысяч метров. Обнаружение неизвестного воздушного объекта стало возможным только при наборе им высоты.

В тот же день российские военные эксперты утверждали, что характер обломков рухнувшего лайнера говорит о том, что он не был уничтожен зенитным ракетным комплексом «Бук». Ракеты «Бука» имеют мощные боевые части в 60 с лишним килограммов. Они взрываются рядом с самолетом, поражая его ударной волной и разрывая его корпус огромным числом металлических кубиков и стержней. На такой скорости и высоте лайнер должно было разорвать на мелкие куски, а его корпус и тела пассажиров были бы словно прошиты шрапнелью, которой наполнена боевая часть ракеты «Бука». Но на фото обломков лайнера таких повреждений не видно.

А вот следы от попадания авиационной ракеты класса «воздух - воздух», стоящей на вооружении Су-25, имеют меньшую по сравнению с «Буком» боевую часть и уничтожают цель более мелкими поражающими элементами. Это и может вызвать планирование самолета и его нарастающее разрушение (что и произошло с малайзийским лайнером). Сама боеголовка авиаракеты - это пучок заостренных стержней, за которым установлен вышибной заряд. При попадании в цель стержни буквально прошивают ее насквозь. На фото обшивки и крыльев Boeing видны характерные рваные следы, которые очень похожи как раз на попадания именно стержней от ракеты «воздух - воздух».

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Ракета Р-60 («изделие 62», по классификации НАТО - AA-8 Aphid «Тля») - советская управляемая ракета «ближнего боя» класса «воздух - воздух». До сих пор остается на вооружении ВВС Украины. Оснащена тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения «Комар», разработанной киевским предприятием «Арсенал».

Боевая часть при подрыве обеспечивает нанесение ущерба цели в пределах радиуса поражения - 2,5 м. Дальность пуска - до 10 км.

Ракета Р-60 («изделие 62», по классификации НАТО - AA-8 Aphid «Тля»