Про Валерия Золотухина, часть 3
На модерации
Отложенный
На берегу Истока
Перечитала ещё раз маленькую книжечку Валерия Золотухина – «На Исток-речушку, к сердцу моему». Потрёпанная книга, с распавшимися листочками, проделала долгий путь, переходя из рук в руки моих многочисленных родственников, пока дошла до меня. Я же все листочки подклеила один к одному, в надежде, что кто-то ещё к ней проявит интерес, сможет узнать, как дорога была речка Исток автору этой книги. С Валерой Золотухиным мы в одно время росли в детстве и жили на улице Ленина, в одном и том же селе. Позднее я школу окончила в Акутихе, а он – в Быстром Истоке. А с речкой Исток, как и с автором этой книги, меня связывают свои воспоминания, которые мне очень дороги, с некоторыми из них я хочу поделиться с Вами, дорогие мои читатели.
В четвёртом классе я училась уже в посёлке Акутиха, который был расположен на другом берегу Оби. Любила я гостить в детстве у тётки Аринки в Быстром Истоке. Всегда она меня встречала как дорогую гостью. До поздней ночи летом вели мы с ней разговоры, лёжа на полосатой дорожке, что лежала на полу в комнате. Она рассказывала мне о жизни своих детей, которые разъехались по России. Она жила в доме одна, и мой приезд к ней скрашивал её одиночество. С утра я шла с детьми из соседних домов на речку Исток.
Речка протекала в нескольких метрах за огородом Арины Ивановны. Летом Исток в этом месте сильно пересыхал, протекал небольшим ручейком. Мы купались до обеда до посинения, учились плавать, держась руками за дно. Однажды кто-то из детей предложил пойти к месту, где Исток впадает в Обь. «Там глубоко и дети прыгают в воду с трамплина», – сказал кто-то из мальчиков. Вот и отправились мы туда гурьбой.
Уже издали увидели вереницу детей, которые двигались по очереди к трамплину. Присмотревшись к тому, как прыгают дети, мы тоже встали в эту очередь. Прыгали солдатиком и вниз головой с трамплина, плескались в воде. Детской радости не было конца. Ребята, кто был постарше, делали заплывы к острову, что отделял Исток от Оби. Глубина в реке была разная. А малышня плескалась у берега. Радостные крики неслись со всех сторон. Одни ребята уходили домой, другие приходили к реке.
Я который раз встала в очередь. Издалека донёсся громкий разговор, повернув голову, увидела трёх мальчиков. Они появилась со стороны центра села, не спеша, приближались к реке. Они шли медленно, так как один из них передвигался на костылях.
Наконец, мальчики подошли близко к берегу. Они быстро сбросили с себя рубашку и брюки, а двое из них нырнули в реку, кувыркались и играли в воде, недалеко от берега. Один мальчик, что шёл на костылях, сидел на берегу и уныло посматривал то на купавшихся детей, то на свои костыли, которые лежали в стороне.
– Валера, иди к нам, иди купаться! – кричали его друзья.
– Нет, нет. Я – потом, – отговаривался Валера.
Так уже несколько раз друзья то заходили в воду то, накупавшись, выходили из реки. Валера сидел на берегу. Уже вечерело, с работы шли к реке взрослые парни. А очередь у трамплина не уменьшалась. Ребятишки, казалось, со всего Быстрого Истока вытянулись в ровную линию у трамплина.
А ну-ка, мелюзга, разойдись в сторону! – закричал огромный парень, бежавший к трамплину. Все дети разбежались в стороны, а я стояла первой на краю трамплина, поэтому нырнула в воду вниз головой, но оказалось в стороне от места ныряния. Ногами не оттолкнулась от трамплина, поэтому головой ударилась о дно. Скорее всего, скорость моему телу придал огромный парень. Он сбросил меня молниеносно вниз, прыгая с трамплина. Очнулась я, когда этот парень тянул за майку, вытаскивая меня из воды на берег. Убедившись, что я жива, он пошёл в сторону мальчика, сидевшего рядом с костылями.
А ты, Валера, что сидишь здесь и не купаешься? А ну-ка пошли купаться! И парень подхватил мальчика на руки и понёс его к реке. На встречу бежали уже друзья Валеры. Все вместе зашли они в воду. Осторожно опустил парень свою ношу в реку, окунул Валеру несколько раз в воду. Стоя по пояс в реке, ребята весело плескали друг друга водой. Доносился счастливый смех друзей. Парень поплыл в сторону острова, а друзья помогли Валере выйти из воды на берег и расположились на зелёной траве.
В 2009 году я приезжала в Быстрый Исток, отправилась к речке Исток, к месту, где находился в детстве трамплин. Всё заросло травой. «Сейчас дети купаются летом в другом месте», – сказала мне моя родственница. Другое время, другие дети, другие будут у них воспоминания.
Фото автора: река Исток и журналистка Н. Лисицына. Место, где раньше был трамплин.
Комментарии
И немудрено, что Валерий Золотухин оказался выходцем из этих мест: много в его творчестве народного было.