Про Валерия Золотухина, часть 2

На модерации Отложенный

Первое выступление Валерия Золотухина

 Читала я книгу «На Исток-речушку, к сердцу моему» и была как бы соучастницей некоторых описываемых автором событий, которые проходили в Быстром Истоке и в Акутихе. Хорошо помню районные легкоатлетические соревнования, которые проводились в Акутихе.  Мы с Валерой Золотухиным   вместе судили соревнование по метанию снарядов, только он стоял в одном конце, а я в другом замеряла результат. Естественно, мы общались между собой. Но спроси его, знает ли он меня, то точно ответит: «Не помню, не знаю». Ну, это и понятно.

            Вот читаю в книге строки, в которых говорится о том, как Валера, будучи учеником четвёртого класса, услышал звуки музыки – игру на баяне, и пошёл туда, откуда они доносились – к школьной мастерской. Мне же хочется поведать всем о том, какую музыку в его исполнении услышала я через год в Быстроистокской средней школе. Столько лет прошло с тех пор, а это картина у меня из памяти не стирается.

      В конце декабря мы с мамой приехали в гости к родным в Быстрый Исток из Акутихи. Соседские дети пригласили меня в школу на новогоднюю ёлку.  Мама разрешила, и мы отправились вечером в школу.  Когда мы вошли в зал, где стояла ёлка, праздник был в полном разгаре. Вокруг ёлки, но хочу заметить, что в зале стояла не ёлка, а большая сосна, наряженная игрушкам, дети пели песни и рассказывали стихи. Ёлка мне сразу не понравилась, потому что это была не ёлка, а сосна. В Быстром Истоке не было хвойного леса. В округе росли берёзы, кустарники, поэтому привезли к празднику это дерево из Акутихинского лесничества, – я так думаю. Когда я пробралась к «ёлке», то увидела Деда Мороза.  Он был одет в костюм тёмного цвета, а не в костюм Деда Мороза. А на голове был красный колпак. В руках держал Дед Мороз холщёвый мешок с подарками.  Он приглашал детей рассказать стихотворение. Лицо Деда Мороза было доброе. Он смотрел на детей и вокруг себя прищуренными глазами, улыбался и спрашивал у ребят: «Ну, кто ещё хочет рассказать стихотворение? Кто? Кто хочет рассказать стихотворение? Нет желающих?»

 Желающих рассказывать стихи не было. Наверное, праздник подходил к завершению, и все стихи уже были рассказаны. Он с надеждой смотрел на учеников, но поднятых рук не увидел. И тут я подняла руку. Дед Мороз подошёл ко мне ближе и спросил:

     – Как тебя звать, девочка?

     – Аля Иванова.

     – В каком классе ты учишься?

     – В пятом.

     – Что-то я не видел тебя в пятом классе. Ты что новенькая? – расспрашивал меня Дед Мороз, улыбаясь.

     – Нет. Я приехала из Акутихи.

     – Как называется твой стишок?

     – «Зима», – ответила я.

     – Стихотворение «Зима», читает Аля Иванова, – объявил следующий номер Дед Мороз.

Все дети повернулись в мою сторону и затихли. Я прочла стих громко и очень выразительно.  Дети захлопали в ладоши, а учитель сказал:

      –   Вот тебе подарок от Деда Мороза, –  и вручил мне кулёк конфет.

      –  А это, Аля, тебе ещё подарок, за смелость. Дед Мороз вытащил из мешка простой карандаш и положил его на протянутую мной руку. Простой карандаш?! Каким-то образом он уже тогда увидел моё будущее, увидел во мне художницу. А может быть, он вложил мне в руку намёк на моё будущее занятие. Как знать?! Я так рада была этим подаркам! Радость детства послевоенного времени. Полный кулёк был наполнен конфетами. Это были обыкновенные сахарные подушечки, грамм 100.

            И вдруг Дед Мороз засуетился, позвал к себе ребят и сказал: «Несите сюда табуретку и баян!» Табуретку поставили они напротив группы мальчиков-подростков, сидевших на скамейке в углу, рядом с окном. Наверное, это были пятиклассники. Позади них стояли костыли. «Костыли стоят. Это, наверное, кто-то будет ходить на костылях в карнавальном костюме, как на ходулях», – подумала я.

 Кто-то из мальчиков принёс баян и подал его Деду Морозу в руки. Тот подошёл к табуретке и позвал мальчика:

– Валера, иди сюда!

– Нет, не пойду.

– Иди, иди сюда! Садись! Будешь играть на баяне, – обратился он к мальчику, сидевшему среди подростков.

 – Не надо, – сказал мальчик и от смущения попытался спрятаться за спины друзей. Но те расступились, подхватили под руки Валеру,  повели его вперед к табуретке. Он шёл, вернее сказать, прыгал на одной ноге, а друзья тащили его вперёд. А я подумала, что Валера сопротивляется, упирается одной ногой, не хочет идти к Деду Морозу, так как не хочет играть. В то время я не знала о том, что у него болела нога.

            Наконец, они усадили его. Усевшись удобнее на табуретку, он посмотрел на Деда Мороза, который уже поставил ему на колени баян и, подбадривая мальчика, тихо сказал: – Играй, Валера! Не стесняйся! Привыкай к сцене!  И тут я услышала фразу Деда Мороза, которая меня очень удивила в то время и врезалась в память навсегда.

         – Краса и гордость Быстроистокской средней школы, будущий артист Советского Союза – голос Деда Мороза вселял уверенность и надежду, а взгляд мальчика от смущения молил о пощаде – исполнит… – получилась пауза. Дед Мороз наклонился к мальчику и спросил:

         – Что ты будешь играть?

         – Польку, – ответил Валера.

         – Полька! На баяне играет Валерий Золотухин!

            Валера сидел с баяном в руках, а его голова едва виднелась над ним. Склонив голову к плечу с правой стороны, поставил пальцы на кнопки, растянул меха баяна, и полилась музыка. Пальцы быстро перемещались по кнопкам. Музыкант уже справился с волнением, оторвал глаза от баяна и посмотрел на Деда Мороза. Тот улыбался, одобряюще кивал головой. Это была полька.

            Танец «Полька» был мне знаком. В Акутихе, в семилетней школе, где я училась, мы танцевали на большой перемене вместе с нашими учителями польку, краковяк, тустеп.  Здесь же у «ёлки» никто не танцевал. Все слушали сольное выступление игры на баяне Валерия Золотухина. Закончив игру, он поставил баян на табуретку. Раздались громкие аплодисменты.

        – Валера, возьми подарок! – сказал Дед Мороз.

        – Спасибо, не надо, – засмущался Валера.

        – Возьми! Возьми! Ты заработал. Молодец!

        ­– Бери! Бери! Неси сюда! – раздались голоса его друзей.

 Валера взял кулёк с конфетами и тут же оказался  среди одноклассников, подбежавших к нему и окруживших его со всех сторон. Кулёк с «подушечками» переходил из рук в руки. Все угощались. Про Валеру забыли, он всё ещё стоял у табуретки.

        – Давайте сюда кулёк! А то мне не достанется! – крикнул Валера друзьям и поскакал на одной ноге в сторону своих товарищей, забирать заметно  опустевший кулёк. Кто мог бы в то время поверить в слова Деда Мороза, что из этого хромого мальчика на костылях выйдет со временем хороший артист, который действительно, станет гордостью не только Быстроистокской средней школы, но и всей России. Прочитав книгу Валерия Золотухина «На Исток-речушку, к сердцу моему», я узнала о том, что учил Валеру игре на баяне Фомин Владимир Степанович. Он же был Дедом Морозом на школьном новогоднем празднике. Владимир Степанович  предвидел и предсказал будущее Валерия Золотухина, который учился в то время в пятом классе. Валерий Сергеевич Золотухин стал известным актёром театра и кино. А в 1987 году ему было присвоено звание «Народный артист РСФСР».