В 160 км от столицы Кении Найроби (самый большой город Восточной Африки) в деревне проживает племя масаи, где до сих пор сохранился древний уклад жизни этого народа в первозданном виде.
Так как, там большую часть времени стоит невыносимая жара, кенийские саванны напоминают степи, которые не приспособлены для нормальной жизни. Поэтому почва для земледелия не годится и местное население живёт за счет домашнего скота. Именно такие саванны, а не пустыни, занимают почти половину всей Африки.
У этого племени до сих пор нет паспортов и свой возраст они определяют примерно. Племя возглавляет вождь. Деревня для масаев это – одна большая семья. Здесь проживает порядка 100 человек, все они родственники. Уклад жизни строго патриархальный. Женщины следят за детьми и готовят. А мужчины пасут коз и коров. У вождя племени три жены. У каждой из которой, отдельный дом. Путь к сердцу вождя, также как и у нас, лежит через его желудок. Та жена, которая вкуснее накормила, та и любимая, с той он спит в эту ночь. Так, вождь, каждый раз, может спать на новом месте. В связи с чем, между женами идёт конкуренция, и поэтому они стараются всегда готовить вкусную еду.
Раньше, с женой вождя, мог спать любой ровесник главы племени, одновременно прошедший обряд обрезания и вместе с вождём, отведавший мясо и коровью кровь. Но времена изменились. Сегодня, даже до саванн, дошли агитационные листовки с рассказами про СПИД. Масаи стали осторожнее, а их нравы строже. Теперь уже не каждый вождь разрешает спать со своей женой чуть ли ни всем подряд, что было дозволено не так давно.
Молодые люди племени масаи – мэраны, подвергаются обрезанию. В это время, они носят специальную одежду, в которой ходят 2,5 – 3 года.
Мэраны живут отдельно и не ходят в школу – охотятся, гуляют, танцуют. Быть мэраном — самое счастливое время племени масаи. Никаких забот и обязанностей. Через пару лет нагулявшись, они женятся, остепеняются и наступает масайская повседневность. У них много жён, очень много детей. А ещё больше коров. Такое оно, счастье масаи – путь к которому, лежит через свадьбу.
В традициях масаи, места для любви почти не остается. Зачастую браки заключаются по расчету. Причем, считают здесь родители. Отец невесты выставляет цену – количество коров за свою дочь. Семья жениха торгуется до последнего. На масайских свадьбах не бывает фаты и обручальных колец. Невесте натирают тело маслом и разукрашивают лицо, теперь девушка готова идти под венец.
У богатых масаи от 2 до 5 жен. Многоженство, может себе позволить, только зажиточный масай. Зажиточный масай — это тот, у кого много коров. А коров больше у того, кто вырастил больше дочерей и выгодно выдал их замуж. Поэтому отец невесты всегда охраняет выход из дома во время свадьбы и решает, сколько придётся заплатить жениху.
На первый взгляд наша и масайская свадьба имеют много похожих составляющих – красивые наряды молодых, много гостей и родственников, традиции выкупа и конечно же тамада. Так и хочется сказать: «Свадьба, она и в Африке свадьба!». Но всё не совсем так.
Невеста должна быть, обязательно, девственницей. В первую брачную ночь молодые спят раздельно. По традиции этого племени, которой с европейской точки зрения, можно назвать кошмарной, невеста не имеет права спать со своим молодым мужем, а должна спать с тамадой, потому, что молодой муж не должен видеть её кровь. Для масаи это нормальное явление. Денежную лепту вносят все гости на свадьбе. Все кто хочет зайти в дом, должны что-то дать. Молодые молятся и пьют главный эликсир любви – молоко в чистом виде, а не как обычно, молоко с кровью. Других напитков масайская свадьба не предполагает. Все деньги, подаренные гостями, забирает свекровь. Она будет жить с молодыми и выполнять роль семейного казначея.
Если в будущем, новоиспечённый муж, захочет жениться во второй раз, первая жена находит для своего мужа вторую и даже пятую жену.
Стоит отметить, что 100% браков племени масаи — крепкие. Разводов и брошенных жён тут не бывает в принципе, потому что найдя другую, муж не бросает прежнюю жену, просто женится ещё раз. А если возникает в семье проблема, решать её принято на племенном совете.
Масайский дом называется маньятта. Дома тут замысловатостью не отличается – это липкий деревянный каркас, облепленный коровьим навозом. Такие хижины строятся, обычно женщинами, около двух месяцев. Стоимость такого дома обходится примерно 5800 рублей. В таких домах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелью из шкур животных. Масаи от природы кочевники, когда приходит вода, они бросают свои дома и переходят на новое место.
Масаи зарабатывают деньги от продажи коз и баранов. Одна корова масаи стоит примерно 12000 руб. Вместо счета в банке, среди масаи, принято иметь стадо и чем оно больше, тем выше статус и положение в масайском обществе.
У масаи много детей. Они предоставлены сами себе. Дети масаи воспитывают сами себя с детства, осваивая занятие — пасти скот и живут в гармонии с природой.
Огонь масаи добывают по-прежнему, первобытным способом, несмотря, на то, что в городе можно приобрести спички. Такая она масайская реальность.
Далее вы можете посмотреть видио из жизни масаев в одной из деревень.
Комментарии