Для скорейшего урегулирования конфликта на востоке страны экс-президент дал несколько советов. По его словам, градус «радикализации» будет понижен, если«лжепатриоты» прекратят финансировать «добровольческие батальоны, которые вызывают ненависть у жителей Донбасса». Также он считает необходимым срочный диалог всех сторон, «не считаясь с их статусом». Важно, чтобы каждая из сторон могла влиять на процесс. «Диалог должен привести к устранению хозяйственных проблем и возобновлению экономических связей в Украине», — подчеркнул Янукович. Затем он рекомендует определить статус восточных регионов и расширить их полномочия, и это «позволит снять накопившиеся противоречия».
Янукович также объяснил, что перед началом акции на Майдане незалежности он решил отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС, из-за осознания «огромных экономических потерь, которые могла понести Украина». Он предположил, что в случае подписания соглашения в ноябре прошлого года он оставался бы у власти. «Западные лидеры с радостью встречались бы со мной и хвалили за “правильное решение”.
Я даже имел бы большие шансы быть избранным на второй срок», — считает он. Ценой этому было бы банкротство «половины украинской промышленности» и неизбежное значительное падение уровня жизни населения. «Мне не нужна была власть такой ценой», — отметил экс-президент. Почему о негативных последствиях подписания соглашения было заявлено так поздно, потому что Киев пытался договориться с ЕС о компенсации возможных потерь от проблем в торговле с Россией.
Никакого приказа разогнать демонстрантов на Майдане «не было и не могло быть», — заявил Янукович, комментируя разгон и избиение студентов 30 ноября. Он считает это организованной провокацией с целью радикализации протестов. Экс-президент подозревает, что организовал провокацию глава его администрации Сергей Левочкин, хотя прямых доказательств этому у него нет. Янукович отправил Левочкина в отставку 17 января. Лично общаться с протестующими он не пытался, опасаясь провокаций и атак со стороны «агрессивных радикалов», которые были среди большинства мирных манифестантов.
Смены власти на Украине Янукович не ждал, по его словам, для такого развития событий «не было оснований». «Однако у реальных режиссеров этого действия уже был утверждён свой план — расшатать страну и сделать её слабой и сговорчивой. Для этого в первую очередь им было необходимо свергнуть президента», — заявил он. Экс-президент упомянул провокации, которые вызвали всплеск возмущения протестующих, первых двоих погибших, которые, по предварительным данным расследования, «погибли в другом месте». «Реальными режиссерами», стоявшими за организацией «майдана» он считает безответственных политиков и их «спонсоров».
В начале вооруженного противостояния 18 февраля Янукович винит оппозицию, которая «начала открыто вооружать восставших». По его словам, протестующие стреляли в силовиков, у которых не было приказа применять оружие. Он упомянул нападения протестующих на здания в Киеве и начавшиеся на Западе страны захваты госучреждений. «Мы понимали, что, если это оружие будет доставлено в Киев, большой крови не избежать. Поэтому было принято решение пресечь противоправные действия и освободить улицы, прилегающие к майдану, от погромщиков, но без какого-либо применения огнестрельного оружия», — объяснил он. Однако эту операцию он решил приостановить для переговоров с оппозицией, чтобы не увеличивать число жертв. «Ещё раз заявляю, что у меня не было намерений разогнать майдан; если бы я хотел этого, то вечером 19 февраля силы милиции разнесли бы его. Но мне важно было найти компромисс и сохранить страну», — утверждает Янукович.
Переговоры вечером 19 февраля завершились договоренностью о перемирии, которую отвергли«радикальные группировки», сказал он. 20 февраля произошло ожесточение противостояния. При подписании соглашения с оппозицией 21 февраля Янукович «пошёл на максимальные уступки, согласившись на досрочные выборы президента, урезание полномочий главы государства, амнистию участникам беспорядков», напомнил он. Он был уверен, что конфликт завершен и «в этот день»«запланировал поездки в Харьков и Донецк, чтобы встретиться со своими политическими соратниками». «Но уже по дороге в Харьков на мой кортеж было совершено вооружённое нападение», — рассказал он. Вечером 22 февраля, когда Янукович еще был на Украине, Рада решила отстранить его от власти. От добровольной отставки он отказался, хотя «лидеры оппозиции» ему звонили и убеждали это сделать. «После этого начались конкретные действия, которые несли угрозу мне и сопровождавшим меня людям. По той информации, которую я получал, и, самое главное, по попыткам покушений я отчётливо понял: меня решили убить», — заявил он. Постановление Рады о его отстранении «было абсолютно неконституционным», считает он. Он упомянул, что не была создана специальная временная комиссия, не было заключений Верховного и Конституционного судов, и за него, по словам Януковича, проголосовало 328 депутатов при необходимом минимуме 338. Это он считает свержением конституционного строя.
В Крыму он понял, что у него осталось две возможности — с использованием верных ему сил попытаться восстановить конституционный порядок в стране, либо уехать.
Также Янукович сказал, что у него «нет и никогда не было никаких счетов за рубежом» и на запросы его адвокатов в адрес четырех десятков стран не поступило ни одного подтверждения наличия у него таких счетов.
Оценивая результаты майдана, экс-президент отметил, что «лозунги о верховенстве права, независимой судебной системе, высоких стандартах жизни — это хорошо»: «Но, к сожалению, за истекший год по всем этим аспектам состояние в Украине заметно ухудшилось». «Заплатив дорогую цену в попытках такого “сближения”, Украина не получила в ответ ничего, кроме развала страны, смертей, горя и обнищания народа» — считает Янукович.
24.12.2014
Комментарии