Хрущёвская денежная афёра заложила основу ослабления и гибели Советского Союза

Хрущёвская денежная реформа 1961 года не была обычной деноминацией, как это выглядело на первый взляд. Действительно, Находившиеся в обращении денежные знаки образца 1947 года были обменены без ограничений на вновь выпущенные по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры. Делалось это якобы лишь «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам».

И только немногие обратили внимание на то, что до проведения реформы доллар стоил четыре рубля, а после ее проведения курс был назначен в 90 копеек. Но, если менять старые деньги на новые один к десяти, то доллар должен был стоить не 90, а лишь 40 копеек. То же самое произошло и с золотым содержанием: вместо того, чтобы получить золотое содержание, равное 2,22168 грамма, рубль получил лишь 0,987412 г золота. Таким образом, рубль был недооценен в 2,25 раза, а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась. Произошла замаскированная девальвация рубля в 2.25 раза. Как же это сказалось на жизни советских людей и страны в целом?

Первым, кто понял, к чему приведет такая реформа, и не пожелал участвовать в этом деле, был бессменный с 1938 года глава Наркомфина а потом и министр финансов Арсений Григорьевич Зверев. Он ушел, не согласившись с планом реформы, 16 мая 1960 года сразу после того, как 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление № 470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». То, что импорт подорожал и заграничные вещи перешли в разряд предметов роскоши, ещё нельзя считать бедой, так многим советским гражданам они и при старых ценах были не по карману.

Частный рынок среагировал на эту реформу по-своему: если в в госторговле цены изменились ровно в десять раз, то на рынке они изменились в среднем лишь в 4,5 раза. Рынок-то не обманешь. Так, если в декабре 1960 картофель стоил в госторговле по рублю, а на рынке от 75 копеек до 1 руб. 30 коп., то в январе, как и было предписано реформой, магазинный картофель продавался по 10 копеек за килограмм. Однако картошка на рынке стоила уже 33 копейки. Подобное происходило и с другими продуктами и, особенно, с мясом – впервые после 1950 года, рыночные цены вновь намного превысили магазинные. Возмущались любители семечек: стакан семечек до реформы стоил 10 копеек, а после реформы тоже 10 копеек. Доходность повысилась в 10 раз! Многие из принципа отказались от семечек.

Без семечек можно прожить, а от продуктов повседневного употребления не откажешься. Дорого на рынке? Для этого есть государственные магазины. Но, магазинные овощи резко потеряли в качестве. Завмагам оказалось выгоднее сплавить качественный товар рыночным спекулянтам, положить полученную выручку в кассу и отчитаться о выполнении плана. Разницу же в цене между закупочной ценой спекулянта и госценой завмаги клали себе в карман. В магазинах же оставалось лишь то, от чего спекулянты сами отказывались, то есть то, что на рынке было невозможно продать. В результате почти всю магазинные продукты люди брать перестали, и вынужденно стали ходить на рынок. Так на деле проявила себя девальвация хрущёвского рубля. В сфере торговли все оказались довольны. Недовольным и пострадавшим оказался народ, обедневший более, чем в два раза. С этого началась сверху коррозия установленного сталинского советского образа жизни. Коррупционная верхушка всё более отрывалась от народа. Про магазинное изобилие 50-х пришлось забыть, наступило время пустых прилавков.

 Уход продуктов из магазина на подорожавший рынок больно ударил по благосостоянию народа. Если в 1960 году при средней зарплате в 783 рубля человек мог купить 1044 килограмма картофеля, то в 1961 при средней зарплате в 81,3 рубля лишь 246 килограмм. Можно было, конечно, отстояв двухчасовую очередь, приобрести дешевую магазинную картошку, которой на зарплату можно было накупить 813 кг, но в результате домой приносили одну гниль, и после очистки оставались в убытке.

Да ещё и цены на рынке стали расти из года в год, вместо сталинского мартовского ежегодного снижения цен. Если в Москве и Ленинграде положение в магазинах хоть как-то контролировалось, то в областных и районных центрах многие виды продуктов полностью исчезли из госторговли.

Не спешили сдавать продукцию государству и колхозники, ведь закупочные цены тоже поменялись в соотношении 1:10, а не 100:444, как следовало бы поменять, исходя из золотого и валютного паритета. Бoльшую часть продукции они тоже стали вывозить на рынок. Для предотвращения этого стали массово превращать колхозы в совхозы, которые были обязаны всё сдавать государству. Но это была чистая принудиловка, что привело к продовольственному кризису 1963-64 годов, в результате которого стране пришлось закупать продовольствие за границей. Дожились! Если царская Россия была крупнейшим в мире экспортером зерна (1900-1913 гг), то впервые СССР начал закупать зерно на Западе в крупных масштабах (более 1 млн т) — в 1963 г. Масштабы росли и в 1984 г. дошли до 46 млн. т. По этому поводу Уинстону Черчиллю приписывается фраза: "Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха" У.Черчилль умер в 1965 году в возрасте 90 лет, и эта фраза считается спороной, но по сути она верна.

Непрофессионализм в управлении народным хозяйством проявился и в том, что В 1962 году, чтобы хоть как-то компенсировать отток продуктов на рынок, было решено повысить розничные цены в госторговле. Явная глупость, ибо это не устраняло главную причину оттока товаров из госторговли на рынок. Такое повышение цен еще больше повысило цены на базарах. А качество продаваемых продуктоа в госторговле осталось таким же негодным, как и прежде. В результате цены для тогдашних зарплат оказались запредельными. Всё это вызвало народные волнения, а в Новочеркасске даже привела к крупномасштабному восстанию, при подавлении которого было убито 24 человека.

Всего в 1961-64 годах произошло 11 крупных народных выступлений. Для подавления восьми из них применялось огнестрельное оружие. Система подавления народного недовольства сработала на 100%. Ошибки хрущовского правления были частично исправлены косыгинскими реформвми базарные и магазинные цены удалось немного выровнять, а в позднебрежневские времена в некоторых местах на рынках не разрешалось поднимать цены выше определенного администрацией максимума. Нарушители лишались права торговли.

Что же послужило причиной для хрущовской денежной реформы, приведшей к девальвации рубля? Ведь не было никаких объетивных причин для этого. Более того экономика СССР была на подъёме. В послевоенный период в СССР произошел огромный рост добычи нефти - с 19,436 млн т в 1945 году до 148 млн т в 1960. И именно тогда, в 1960 году, обнародуется решение о широкомасштабном экспорте нефти. И было бы это хорошо для экономики страны и роста благосостояния народа, если бы не одно "НО", положившее начало падению экономического могущества СССР. А именно порочная установка, выраженная в «Пионерской правде» 13 декабря 1960 года: "Наши братские страны давно нуждаются в нефти, а наша страна располагает ею в избытке И кому, как не нам помочь братским странам нефтью?". Помогать братским странам не грех. Сегодня страна поможет им, а завтра они, возможно, поддержат нас. Хотя исторический опыт доказывает обратное. Но не это главное. А суть дела упирается в следующее обстоятельство.

Нефть в те времена стоила довольно дёшево — 2,88 доллара за баррель. По курсу 1:4, установленному в 1950 году, это составляло 11 рублей 52 копейки. Себестоимость же добычи одного барреля и его транспортировки до пункта назначения составляла в среднем 9 рублей 61 копейку. При таком положении дел экспорт был практически нерентабельным. Рентабельным он мог бы стать в случае, если за доллар будут давать больше рублей. После же проведения реформы за баррель нефтяники получали в долларах почти столько же — $2.89, но в рублях эта сумма уже составляла 2 рубля 60 копеек при всё той же 96-копеечной себестоимости барреля.

Получается, что вся эта афёра с денежной реформой и затевалась лишь для того, чтобы сделать рентабельным экспорт нефти. Как уже этой нефью распорядилось правительство, хоть даром её раздавало, это уже другой вопрос. Но эта деноминация рубля, а по факту девальвация его, привела к хроническому дефициту продовольствия, вызвавшего коррупцию в сфере торговли и разложению партноменклатуры, а также зависимость от нефтяного экспорта., которая стала традиционной и ощущается и сейчас. Всё это подтачивало мощь Советского Союза и через три десятка лет привело к его гибели.

(По материалам http://cccp-2.su/blog/43985880847/Tayna-reformyi-1961-goda?utm_campaign=transit&utm_source=footer&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&paid=1&padw=1 )