Позиции США и Евросоюза начинают расходиться

В ночь на пятницу завершил работу саммит ЕС. К нему бы не было столько внимания, если бы не один факт. В ходе саммита ряд европейских лидеров призвали отказаться от конфронтации с Россией и ослабить санкции. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что готов начать диалог с президентом РФ Владимиром Путиным, используя свои хорошие отношения с российским лидером. Премьер-министр Италии Маттео Ренци добавил, что Россия, испытывающая сложности, не выгодна никому. Похожу позицию выразил и президент Франции Франсуа Олланд, добавивший, что экономический спад в России негативно отразится и на Евросоюзе. Еще более интересной стали слова канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Меркель заявила, что необходимо верить словам Владимира Путина о сохранении территориальной целостности Украины, отметив при этом правильность создания «большого экономического пространства» через интеграцию экономик ЕС и стран Евразийского союза. Однако, европейские лидеры, все-таки договорились относительно введения санкций против Крыма, усилив экономическую блокаду полуострова. Чем это плохо? На сегодняшний день Крым является своего рода витриной российских перспектив для Украины. Если Москва сможет добиться экономического роста полуострова, то жители других юго-восточных областей Украины будут меньше верить собственной пропаганде и больше ориентироваться на Кремль - вплоть до желания повторить судьбу крымчан.

В это время в США был принят другой законопроект. Документ, получивший название "Акт о поддержке свободы Украины", расширяет полномочия президента США по введению новых ограничений в отношении России, а также разрешает поставки летального и нелетального оружия на Украину.

При этом новый закон позволяет не только вводить новые санкции, но и отменять принятые ранее.

Из всего этого можно сделать следующий вывод. Белый Дом настроен решительно по отношению к России. Несмотря на начало переговорного процесса между силовиками и ополченцами на Донбассе, в Вашингтоне еще идут разговоры про новые ограничительные меры. Будут ли они применены – это уже вопрос другой. С другой стороны, политика Евросоюза начинает тяготеть, наоборот, к ослаблению санкционных мер. И это так, ведь Евросоюз имеет очень большой процент товарооборота с Россией и любые ограничительные меры – удар, как по России, так и по Европе. Да и в самой Европе уже чувствуется усталость от иррациональности новой Украины и тягот, связанных с ее содержанием. Вместе с тем, нужно отметить и важность слов Ангелы Меркель о необходимости интеграций экономик ЕС и стран Евразийского Союза. Если канцлер ФРГ делает подобные заявления – значит, она вполне серьезно начинает рассматривать Евразийский Союз, как партнера ЕС. Но смягчение позиций лидеров стран-членов ЕС не означает, что кризис в отношениях преодолен. Пока идет противостояние на Донбассе кризис продолжит сохраняться, важно лишь насколько острым он будет. Именно поэтому европейские лидеры заявили о намерении создать некий Энергетический союз, который якобы должен ослабить зависимость энергетическую зависимость от России. Но нужно отметить, что реализация этого проекта в ближайшем будущем маловероятна. 

Павел Рыжевский, политолог