Президент — о будущем «тюменской матрешки». «Коней на переправе не меняют»

На модерации Отложенный

Вопрос о регионе от Казахстана до Арктики заставил Путина вспомнить о неравной бюджетной обеспеченности

 

Глава государства на пресс-конференции обозначил свою позицию по слиянию субъектов «тюменской матрешки». Слова Путина в Тюмени, Салехарде и Ханты-Мансийске сегодня вечером у местных элит — самое популярное чтиво на ночь. Эксперты уже усмотрели в словах главы государства настоящую сенсацию. Первые вип-реакции — в материале «URA.Ru».

Сегодняшнее высказывание президента Владимира Путина об объединении «тюменской матрешки» в прямом эфире всколыхнуло региональные элиты. Президент заявил, что «навязывать сверху никто ничего не будет». Он также посетовал на отличие доходов граждан в различных субъектах, указав на наличие бедных регионов. Впрочем, с низкими доходами президент решил бороться посредством собственных майских указов. При этом вопрос о «регионе от Казахстана до Арктики» (именно так сформулировала возможные границы корреспондент) поднял несколько тем.

Президент объявил: жители сами должны принимать решение исходя из социально-экономических показателей

 

«У нас есть федеральный закон и никакого другого пути не существует для объединения, кроме волеизъявления людей, которые проживают на этих трех территориях. В разных регионах это решается по-разному. Или нужно проводить референдум на всех территориях, или это решение нужно проводить через парламент. Навязывать сверху никто ничего не будет. Это контрпродуктивно. И в то же время у нас абсолютно неравномерно распределены производственные силы по территории России. У нас доходы различных субъектов РФ отличаются друг от друга в разы, в 26 раз или больше. Доходы бюджетов. Уровень жизни людей в этой связи отличается тоже в разы — медобслуживание, образование. Но если это связано с национальными республиками — это чувствительная вещь. Мы не будем идти по пути принудительного объединения. Люди только сами на основе своего жизненного опыта, на основе понимания того, что происходит в экономике в социальной сфере, могут принять решение. Есть политические силы, которые хотят объединения, есть те, кто не хочет. Это должно происходить быть публично, максимально общественность должна быть вовлечена», — заявил президент.

Если исходить из социально-экономических показателей, то производственные силы и доходы граждан — чем севернее, тем выше, что, по мнению экспертов, объяснимо как условиями жизни и труда, так и наличием объективных сложностей: от климата до инфраструктуры. Согласно данным официального мониторинга Росстата за январь-сентябрь, средняя зарплата педагогов общего образования в Югре составила 59 283 рубля, на Ямале этот показатель равен 73 562 рублям, а в Тюменской области — 35 762 рублям. По врачам картина примерно такая же Югра — 82 291 рубль, Ямал — 103 126 рублей, 51 323 — Тюменская область.

Соответствующие цифры и по другим работникам бюджетной сферы — культура, наука, социальное обслуживание. Их можно сравнить тут.

В едином субъекте зарплаты бюджетников надо будет уравнять. То есть Тюмени нужно будет повысить оклады почти в два раза, а также серьезно нарастить и расходы на социальные нужды. Очевидно, что в бюджете региона для этого нет денег — кризис. Второй вариант «уравниловки» — снижение выплат на Ямале и Югре, например, через отмену или урезание северных коэффициентов. Но такой путь может привести к социальным протестам на Севере, а на это Кремль не пойдет никогда.

 

Три успешных субъекта — ХМАО, ЯНАО и Тюменская область. Но зарплаты бюджетников различаются очень сильно.

«Цена нашего рубля и цена рубля, заработанного на юге — разная. На Крайнем Севере совсем другие условия работы, тяжелее, тут и стоимость товаров и услуг выше. Кроме того, мы прекрасно помним времена, когда нужно было обращаться в Тюмень за согласованием каждого рубля. Когда в девяностые регион получил право формировать свой бюджет — все изменилось. Посмотрите, как преобразился Салехард с семидесятых годов. Поселки — Салемал, Аксарка, Мужи. А в советские годы не могли даже аэропорт в Салехарде построить. Как только субъект получил свой бюджет — этот вопрос решили. Не хотелось бы возвращаться к тому периоду, когда кто-то будет решать, куда наши деньги направить», — поясняет «справедливоросс» Валерий Степанченко.

Политологи считают, что в сложносоставном субъекте этот принцип — социального равенства — уже работает: на нем построена программа «Сотрудничество», а сейчас он является общефедеральным. «Тренд на уравнение уже общий для всей страны давно. Для этого проводятся муниципальные реформы, допустим — для уравнения района и города. Какие-то элементы уравнительности есть и будут, главное, чтобы она оставалась в разумных пределах, не уходила в грубую форму. Тенденция по перекачке средств их богатых регионов в бедные, конечно, будет. Главное, чтобы это не повлекло негативных последствий. Но, думаю, Кремль это понимает», — говорит политолог Михаил Мартынов.

Эксперты полагают, что в существующих экономических условиях говорить об объединении не следует. «В условиях кризиса не нужно никаких резких движений. Коней на переправе не меняют. Я полагаю, что кто-то из нефтегазовых монополий лоббирует решение этого вопроса в Кремле, возможно, стремясь получить в распоряжение богатейший субъект. Однако реальной необходимости в этом я не вижу. Президент проявил сегодня консерватизм: он не озвучил никаких кардинальных решений. Даже в отношении ЦБ, курса рубля и кризиса, сказав, что нужно ждать. И в вопросе объединения, вероятно, стоит придерживаться этой логики», — говорит политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.