ЦБ взрывает рубль: как прекратить диверсии Центробанка
На модерации
Отложенный
Совет директоров ЦБ РФ по предложению его председателя Эльвиры Набиуллиной 11 декабря неожиданно вновь повысил ключевую ставку, по которой Центральный банк предоставляет банкам денежные средства в долг на неделю, — с 9,5% до 10,5% годовых. В начале года она составляла 5,5%. Новое повышение ставки немедленно вызвало очередной обвал валютного курса рубля — в тот же день доллар на валютной бирже "подорожал" с предыдущих 54,9 до 57,5 рубля. Теперь следует ожидать нового увеличения кредитных ставок коммерческих банков, составляющих, в зависимости от рискованности и сроков кредитования, от 15% до 60% годовых. Дороговизна делает кредиты недоступными для большинства товаропроизводящих предприятий, рентабельность которых в среднем не превышает 5%, а также для большей части населения. Новое увеличение ключевой ставки еще больше ограничит возможности кредитования реального сектора экономики, что приведет к дополнительному спаду производства. Кредиты российских банков предприятиям реального сектора в 2013 году составили всего… 793 млрд. рублей или 1,3% от средств, размещенных банками на стороне. Только один этот показатель наглядно свидетельствует об "эффективности" банковской системы страны, за которой призван надзирать Центробанк.
Ключевая ставка повышена якобы для борьбы с ценовой инфляцией и стабилизации валютного курса рубля. Однако неоднократные ее увеличения в этом году приводили к обратному результату: усилению роста цен на все и вся, в том числе на импортные товары. Поэтому и сейчас цены вновь получат дополнительное ускорение, и поэтому продолжится снижение платежеспособного спроса. Подобное упрямство в стремлении неоднократно наступать на одни и те же грабли характерно для глупых людей. Видимо, борцы с ценовой инфляцией стремятся довести платежеспособный спрос в стране до нулевого значения, тогда и цены перестанут расти, и ценовая инфляция окажется нулевой, так как экономика сдохнет окончательно.
Замечу, ключевую ставку повышают, когда в обороте оказывается много денег, то есть когда наблюдается денежная инфляция при удовлетворенном спросе на промышленную продукцию и "ширпотреб". У нас же в экономике большой дефицит денег, что называется денежной дефляцией, и поэтому банкротятся предприятия. Так что действия Эльвиры Набиуллиной и ее окружения напоминают масштабную диверсионную деятельность и нарушают ряд статей Конституции РФ, в том числе нижеперечисленные.
Согласно п.2 ст.75 Конституции РФ на Центробанк возложены защита и обеспечение устойчивости рубля, с чем он явно не справляется, а вернее сказать, умышленно нарушает эту свою конституционную обязанность. Ведь под устойчивостью рубля следует понимать стабильность его покупательной способности. Совершенно очевидно, что недопустимо в качестве обменных валютных курсов использовать спекулятивные "цены" валют, отражающие рыночные интересы финансовых спекулянтов, а не реальную покупательную способность того же рубля, которую спекулянты при содействии ЦБ существенно занижают. Иначе говоря, базарный хаос в поведении продавцов валюты на валютной бирже и их спекулятивные интересы никак не могут способствовать обеспечению устойчивости рубля, поддержание которой согласно Конституции России возложено на Центробанк. К тому же, наличные и безналичные деньги, которыми мы пользуемся, не являются товаром, вследствие чего не имеют стоимости, которая выражается ценой. Поэтому торговля валютами должна быть прекращена и заменена их обменом по объективным курсам — соответствующим паритетам покупательной способности.
Спекулятивная девальвация рубля и установление спекулятивных курсов его обмена ведут к внесудебному отчуждению собственности путем вымогательства денег у российских покупателей импортной продукции, а также продукции отечественного производства с использованием импортных материалов и комплектующих. Сегодня номенклатура обоих видов продукции достигает 100%. Поэтому искусственная девальвация рубля, допускаемая Центробанком и при его участии, является нарушением еще одной нормы Конституции РФ, изложенной в п. 3 статьи 35: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".
При этом экспортеры продукции в рублевом исчислении получают большую прибыль, что приводит к неравным условиям хозяйственной деятельности субъектов, работающих на внешний и внутренний рынок. Неравенство усиливается, если в производстве продукции для внутреннего рынка используются зарубежные материалы и комплектация. Таким образом, спекулятивная девальвация рубля и установление спекулятивных курсов его обмена приводят также к нарушению п. 2 ст. 34 Конституции РФ, в котором сказано: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию". Соответственно, нарушаются и нормы Федерального закона "О защите конкуренции".
Эльвира Набиуллина, "вешая лапшу на уши" журналистам, заявила 11 декабря на пресс-конференции, что новое увеличение ключевой ставки и понижение обменного курса рубля якобы создают дополнительные благоприятные условия для производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции. Об "эффективности" этих условий свидетельствуют результаты ее более чем годовой деятельности во главе государственного регулятора банковской системы (см. "Завтра", 2014, № 49).
Согласно федеральному закону о Центробанке, он "во взаимодействии с правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику". Однако эта политика с молчаливого согласия правительства почему-то давно превращена в политику самого Центробанка и ведомой им банковской системы. Она нацелена на развитие денежных спекуляций, перекачивание таким образом добавленной стоимости, создаваемой в реальном секторе экономики, в карманы продавцов денег с целью последующего вывоза украденного капитала за рубеж. Вывозится капитал за счет средств золотовалютного резерва, которыми Центробанк торгует на валютной бирже якобы для поддержания стабильности рубля, на самом же деле — для увеличения прибыли финансовых спекулянтов.
Спрашивается, чего ждет президент страны: полного развала денежной системы, и тем самым окончательного распада отечественной экономики?
Что же необходимо предпринять?
Во-первых, для начала следовало бы заменить нынешнего председателя Банка России грамотным, государственно мыслящим финансистом…
Во-вторых, во исполнение п.2 ст.75 Конституции России об обеспечении Центробанком устойчивости рубля, а также по причинам, указанным выше, необходимо целиком исключить влияние спекулянтов на формирование валютных курсов обмена рубля и, тем самым, — на его устойчивость. Для этого нужно ликвидировать спекуляции валютами и перейти к их обмену по паритетам покупательной способности с оплатой обменных операций комиссионными в нормированных Центробанком пределах. Комиссионные могут составить 1-2% от получаемой в обмен суммы. При этом нынешняя валютная биржа сохранится для оптовых обменных операций.
Для начала обменный курс нужно будет установить равным официальному, который был в январе этого года, то есть 32,65 рубля за доллар, чтобы вернуться к прежней покупательной способности рубля. Если этого не сделать, то возврат иностранных кредитов, срок которых наступает, обернется для многих заемщиков банкротством: из-за снижения валютного курса рубля за год почти на 50% сумма кредитов в рублевом исчислении удвоилась.
Далее курсы обмена валют должны быть доведены до паритетов их покупательной способности с последующей периодической коррекцией на индексы ценовой инфляции. Целесообразно, при соответствующих договоренностях, пользоваться ППС и в расчетах при товарообмене между Россией и другими странами, в частности, с Китаем. Так как после этого иностранная валюта потеряет свою прежнюю привлекательность в качестве средства накопления, то для привлечения в банки средств населения представляется целесообразным широко использовать "металлические счета" с драгоценными металлами и камнями. Одновременно Центробанку целесообразно в качестве средства накопления наращивать золотой запас.
Строго говоря, для эквивалентности товарообмена по стоимости ППС нужно дифференцировать по укрупненным группам продукции: минерально-сырьевые ресурсы, виды машиностроения, "ширпотреб", продовольствие… Это необходимо для соблюдения п. 3 ст. 35 Конституции РФ: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", а также п. 2 ст. 34, в котором сказано: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию".
В-третьих, необходимо восстановить возврат экспортерами на свои расчетные счета в российских банках всей своей валютной выручки. При этом определенная часть выручки по обменному курсу должна быть переведена банку, в котором открыт валютный счет экспортера, и Центробанку. Для чего это нужно?
На 1 октября с. г. внешний долг Российской Федерации составил 678,4 млрд. долл., а золотовалютные резервы оказались много меньше — 454,24 млрд. долл. Санкциями США и ЕС заблокирована выдача зарубежными финансовыми учреждениями российским организациям кредитов на срок свыше одного месяца, что существенно уменьшило возможности реструктуризации их долгов. Одновременно значительно уменьшились поступления в страну валюты. В следующем году, по оценкам, потребуется вернуть по кредитам около 150 млрд. долларов. Кроме того, значительные суммы требуются для закупок по импорту. Сегодня на это тратятся в основном средства золотовалютного резерва и частично обмениваемая экспортная выручка. Возврат всей валютной выручки экспортерами на свои счета в российских банках и обязательный частичный обмен их на рубли позволят компенсировать последствия эмбарго на внешние заимствования.
Странно, что Центробанк всего этого не сделал и продолжает тратить на интервенции на валютном рынке средства золотовалютного резерва. Восстановление возврата экспортной выручки находится в русле нового закона о переводе капиталов российских компаний из оффшоров на их счета в российских банках.
В-четвертых, для уменьшения внешних заимствований и обеспечения устойчивости рубля Центробанк должен осуществлять денежную эмиссию в размерах, необходимых для поддержания баланса товарно-денежного обращения. При этом ставку рефинансирования Центробанка и кредитные ставки коммерческих банков предлагается нормативно ограничить только их комиссионными, учитывающими затраты на проводку денег получателям. Комиссионные составят оценочно 0,25% для ЦБ, как сейчас в Европейском центральном банке, и 2-4% — для коммерческих банков. В таком случае ставки дохода по вкладам населения и средствам на депозитах юридических лиц окажутся на уровне 2-3% годовых. Поэтому для обеспечения стабильности кредитных ставок, доходов по депозитам и привлечения денег в банки должны быть приняты меры по существенному снижению ценовой инфляции и стабилизации цен — о них сказано ниже.
Символические деньги, которыми пользуются в обращении, не являются товаром, так как путем их "переработки" невозможно придать им новое качество и, соответственно, получить добавленную стоимость. Нынешние высокие кредитные ставки и ставка рефинансирования обеспечивают Центробанку и коммерческим банкам при выдаче кредитов получение, как отмечалось, немалой фиктивной добавленной стоимости в виде громадной реальной прибыли, отчуждаемой из реального сектора экономики. Это приводит к появлению дополнительной ценовой инфляции, так как "цена" кредитов включается в себестоимость продукции, хотя в ЦБ высокие кредитные ставки объясняют якобы необходимостью борьбы именно с инфляцией. Вместе с тем, такие ставки делают недоступными долгосрочные кредиты для многих товаропроизводящих предприятий. Все это вынуждало российские компании прибегать к зарубежным, более дешевым, заимствованиям, что сделало российскую экономику зависимой от иностранных кредиторов.
В-пятых, для снижения инфляции, стабилизации и гармонизации цен и тем самым обеспечения устойчивости рубля, что позволит населению в значительной степени отказаться использовать валюту в качестве средства накопления и сохранения своих сбережений, представляется необходимым нормировать прибыль относительно себестоимости всех видов продукции у их производителей. Сделать это нужно будет по всем цепочкам ее производства и реализации, а прибыль, полученную сверх нормированного значения, изымать в качестве налога в бюджет. Прибыль от продаж импортных товаров необходимо нормировать относительно их цен, заявленных при ввозе.
Нормирование прибыли позволит стабилизировать и гармонизировать цены на всех переделах изготовления и реализации продукции с целью достижения эквивалентности товарообмена по стоимости. Это будет способствовать объективному — по труду и затратам — распределению добавленной стоимости, включая прибыль, между всеми субъектами производства и реализации продукции.
Нормирование прибыли должно быть дифференцированным с учетом особенностей той или иной отрасли производства, размещения предприятий, условий хозяйствования, кредитных историй, природных условий, необходимости модернизации и прочих критериев развития предприятий. Тогда спустя какое-то время цены на все и вся стабилизируются и исчезнут посредники-спекулянты. Ведь для данного товара его производителем будет установлена предельная торговая наценка относительно его собственной отпускной цены независимо от числа продавцов и перепродавцов.
В-шестых, для компенсации потерь бюджетных доходов, вызванных снижением цен на нефть, предлагается ввести прогрессивно растущую шкалу налоговых ставок на доход физических лиц. Уже только при средней налоговой ставке в 30% на доход 10% самых богатых граждан — им принадлежит почти треть доходов населения, можно будет увеличить поступления в консолидированный бюджет страны дополнительно примерно на 2,2 трлн. рублей (подробности см. "Налогообложение, которое спровоцирует модернизацию экономики. От многократных поборов с населения — к оброку с затрат природных ресурсов" — "Промышленные ведомости", 2014, № 4).
Перечисленные меры являются составной частью предлагаемой государственной финансовой политики, принципы которой подробно изложены в публикации "Как российскую экономику довести не до ручки, а до ума" ("Промышленные ведомости", 2014, № 3).
Государственная финансовая политика, которая должна быть составной частью экономической политики государства, представляет собой совокупность целей и средств достижения этих целей, связанных с использованием, обращением и распределением денег во всех сферах общественных отношений — социальных, хозяйственных, производственных, бюджетных, налоговых и иных, где они используются. Нынешние руководители правительства, Центробанка, Минфина и Минэкономразвития разработать такую комплексную политику не могут, о чем свидетельствуют результаты их многолетней деятельности.
Комментарии