Слепить русского Манделу

На модерации Отложенный Слепить русского Манделу
 

Он был признан узником совести. Его освобождению радовалось все прогрессивное человечество. Теперь это же человечество возлагает на него главную надежду в освобождении России из-под власти... ну вы знаете, из-под какой власти.

В самом деле – возлагает. Вот в северной столице телевстречу провели. И какие люди ее организовали! Теперь само "Эхо" полетело в Цюрих брать интервью. Ланцелот раздает их охотно.

Я бы написал, что нам лепят лидера. Но, наверное, точнее – мы сами его лепим. Из того, что было.

Хотя, честно говоря, трудно не вспоминать сегодня юмореску, которая ходила по интернету году так в 2003-4-м. Отыскивать ее мне жаль времени, но суть сводилась к тому, что Путин, Сечин, Ходорковский и кто-то еще, кажется, Сурков, обсуждают в кабинете Путина пути сохранения власти и решают изготовить русского Манделу из богатейшего человека страны, чтобы оппозиция имела нужного лидера. Ходорковскому, этот план нравится не очень, но его не очень и спрашивают, да и возражает он не очень активно. Но это – пересказ, "а в стихах это бесподобно". Забавная была юмореска, если не считать совсем не забавного контекста судьбы главных героев. Но это – в сторону. Главный же вопрос – из кого создают нам и создаем мы сами нового Ельцина?

Можно было бы поговорить о прошлом моего героя. Но сегодня это даже менее интересно, чем настоящее. А настоящее все перед нами. Ходорковский не лицемерит – говорит всё как есть.

Про Чечню и Крым мы уже знаем. Что еще?

Еще Ходорковский говорит, что человек он авторитарный и властолюбивый. И я ему верю. Говорит, что деятельность Путина в первые два срока вызывает у него зависть. И я ему верю.

Говорит, что цели Путина хороши. Неудачны средства. Что за цели? Сильная страна, сильная экономика, национальное государство, русский мир. Это по мнению Ходорковского цели Путина. Такие же цели и Ходорковского. О том, что всё названное не цели, а атрибуты целей, следствие достижения целей – нет, об этом не говорит. И едва ли понимает.

Говорит, что в отличие от силовика Путина, он, Ходорковский, обладает опытом управленца, а это здесь главное.

Это мы тоже когда-то слышали, в самом начале первого срока – про управленцев и прагматиков...

О чем еще? Что способность стать цивилизационным центром определяется численностью населения (помимо культуры и образования). Не новыми идеями. Численностью. Интересно, сколько было французов в одиннадцатом веке? А христиан – в первом? И насколько люди эти были культурны и образованы?

Почему я это заметил? Почему это важно? Потому что показывает понимание остального: вокруг чего может строиться "русский мир" по Ходорковскому. Это точно тот же "русский мир", что и "русский мир" Путина. Мышцы без идеи.

Что еще? Еще, что Россия – часть европейской цивилизации. И последние 100 лет идет вслед(!) за Европой. В самом деле, он так думает или, живя в Цюрихе, так нужно думать? Наверное – в самом деле. И наверное, не понимает, что понравившийся ему Бородай, да и сама идея "русского мира" никак с европейством не сочетаются. Что не сочетается с ней и строительство коммунизма в отдельно взятой стране. Наверное, не понимает. И это важно понимать нам.

Еще? Еще говорит о готовности к переговорам с путинским истэблишментом. О готовности поддерживать Кудрина. (Почему тогда уж не Касьянова? – Впрочем, я догадываюсь, почему.) О готовности поддерживать Навального. (И это интересно.) В общем, человек исключительно договороспособный.

Еще? Еще о том, что всё решится на выборах. Поэтому давайте не будем говорить о том. И о сем. А будем только об одном – о выборах, на которых всё решится. Правда, нужно еще договориться с существующей элитой...

Я читаю всё это, и мне становится не по себе. Хочу ли я такой замены Путину? Ну, уж чтобы быть точным математически – не больше, чем любой иной. Но понятно, что при определенных обстоятельствах мы можем получить или такую замену, или, и это-то и есть самое печальное, замену примерно такого же качества.

И снова будет экзальтация, и дамы будут бросать вверх шляпки. Всё будет так, как было в нашей истории уже бесчисленное множество раз. Те же грабли. И то же, еще потирающее лоб после предыдущего знакомства с ними общество, готовое еще раз на грабли наступить – а вдруг сейчас не ударят.

Какая-то безысходность прямо-таки. Сколько ни собираем детскую кроватку, получается всё тот же пулемет.

Он и будет получаться. Пока мы, пока достаточно большая группа нас, не поймем достаточно ясно несколько базовых вещей. О том, в каком государстве мы хотим жить. Не будем повторять расхожие слова, пусть даже и правильные. А поймем.

Александр Зеличенко