Управляемая Украина.
На днях в Белгороде состоялся форум «Приграничье – 2014». Среди участников форума был директор восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травкин. Он дал интервью корреспонденту газеты «КП в Белгороде». Предлагаю вам ознакомиться с восприятием происходящего глазами жителя Харькова.
- Роман, в последние полгода россияне стали избегать поездок в Харьков, а украинцы не рвутся в Россию. Антироссийские настроения теперь доминируют среди харьковчан?
- Реальность такова, что процент резко антироссийски настроенных украинцев, по моим личным наблюдениям, едва ли превышает 30% всех жителей Юго-Востока страны. Безусловно, некоторая часть населения критично относится к России, поскольку у людей есть разочарование: многие рассчитывали на крымский сценарий событий на Юго-Востоке. Причем, что очень важно, разочарование есть, как у тех, кто недоволен неактивными действиями Москвы, так и у тех, кто считает вмешательство Москвы агрессией.
- А может, российские СМИ демонизируют сегодня Украину?
- Есть перегибы и на российском телевидении. Когда российский журналист приезжает в Киев, ему приходится чаще общаться с радикально настроенными людьми. Естественно они показывают ситуацию несколько однобоко. Но это не вся Украина. Это только ее часть, которая на виду.
- Откуда же у украинцев столько ненависти к русским, или российские СМИ преувеличивают?
- Ну я бы так вопрос ставить не стал. Действительно, часть населения – очень активная и пассионарная, настроена резко антироссийски, именно она сегодня наиболее заметна и часто оказывается в центре внимания СМИ. В Харькове например, большинство людей против этого, но в нынешних условиях предпочитают не выражать свое мнение.
На оппозиционно настроенных людей с активной позицией оказывается серьезное давление. По факту отменены некоторые свободы. Например, даже достаточно нейтральные антивоенные акции запрещаются административно или подвергаются нападениям радикально настроенных оппонентов. Причем правоохранители не делают попыток кого-то из радикалов задерживать. Напомню также, что в харьковском СИЗО находятся десятки людей, за их политическую позицию. Понятно, что в таких условиях мало кто готов публично выражать несогласие с официальным курсом.
- Ну и что же в перспективе?
- Увы, наиболее вероятная перспектива – полный коллапс. Прежде всего, экономический, поскольку нет не только перспектив роста, но и возможности сохранить хотя бы тот уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, который остался в стране. Украинскую экономику можно сравнить с трамваем, который еще едет, по инерции, хотя электричество уже выключили. У большинства моих соотечественников долгое время сохранялась надежда, что вот-вот и все наладится, надо чуть-чуть потерпеть, дождаться выборов и все вернется на круги своя. Но сегодня люди уже догадываются, что так как было до «евромайдана», уже не будет. Они начинают потихоньку трезветь. Но мне кажется, точка невозврата уже пройдена. Той Украины, которую мы знали двадцать три года, больше нет. Возможны разные сценарии дальнейшего развития государственности на ее территории, но так как было, не будет уже никогда.
Сегодня киевская власть не хочет услышать и понять миллионы своих граждан, поэтому, к сожалению, кризис украинского государства будет углубляться, несмотря на патриотичную риторику и картинку в украинских СМИ. Кроме того, независимость киевской власти под большим вопросом.
В целом, очевидно, что развитие ситуации на Украине будет в основном зависеть от действий России с одной стороны, и США и некоторых стран Запада с другой. Причем противоречия между Москвой и Вашингтоном только нарастают, поэтому и разрядки на Украине тоже ожидать вряд ли приходится.
Комментарии