Если японец проработал в одной корпорации 40 лет, то это нормально. Если россиянин работает в одной компании больше 10 лет — он сумасшедший. Для нас уже стало привычкой увольняться и искать новую работу раз в год-два, а так называемые «летуны» составляют все больший процент соискателей. Портал Rabota.ru решил выяснить, почему россиянам не сидится на месте.
В поисках счастья
В эпоху СССР отечественные работники ничем не уступали своим японским коллегам: переступив после окончания вуза порог завода, гражданин, как правило, выходил обратно уже с сединой и наградными часами на память. Увольняться никто не спешил, потому что объем работ, зарплаты и условия труда были примерно одинаковыми на всех предприятиях, и не имело смысла менять один завод на другой, точно такой же. Вне завода заняться было нечем: собственный бизнес не откроешь, фрилансом не займешься, да и статья за тунеядство, грозившая 2-5 годами строгого отдыха в Сибири, добавляла остроты ощущениям.
После развала Союза частные компании стали расти, как грибы, и отечественные работники вспомнили давно позабытую поговорку «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». И начались терзания и метания в поисках лучшей зарплаты, лучших условий труда, лучшего работодателя. Не остановились они до сих пор.
Ольга Савостьянова, консультант по подбору персонала EMG Professionals:
«В среднем современные российские работники трудятся на одном месте 2–2,5 года. Безусловно, существуют исключения, когда сотрудники работают в одной компании намного дольше, вплоть до выхода на пенсию. Как правило, желание трудиться в одной организации обусловлено ее стабильностью, брендом работодателя, условиями, рабочими задачами, компенсациями со стороны работодателя и т. д.».
Получается, что большинство российских работодателей не подходит по указанным выше критериям, в противном случае средний возраст работы на одном месте составлял бы минимум 5 лет. Однако сейчас увидеть в трудовой книжке работника со стажем в 5 лет 10 записей с разных мест работы — не такая уж и редкость. Почему это происходит?
Там, где нас нет
Существует определенная категория людей, которые по природе своей не могут усидеть на одном месте. В детском саду нянечки ласково называли их непоседами, в школе и университете они слыли заводилами, а, начав трудовую жизнь, они переквалифицировались в «летунов».
Светлана Петрова, менеджер по подбору персонала компании RichartsMeyer | ExecutiveRecruitment:
«Некоторые кандидаты находятся практически в постоянном поиске чего-то лучшего. Едва устроившись в компанию, они уже тут же начинают поиски нового места работы. У таких сотрудников нет установки на стабильность и карьерной рост в конкретной компании, отсутствует приверженность корпоративной культуре. На мой взгляд, это уже психологическая проблема не способного определиться со своими целями и карьерными ожиданиями работника, личность которого еще полностью не сформировалась».
Все лгут
Еще одной частой причиной перебежек соискателей с места на место являются не всегда честные обещания работодателя при приеме на работу.
Леонид Кравчук, специалист отдела продаж:
«Самое начало моей карьеры выдалось весьма болезненным. Будучи выпускником не самого престижного вуза и не имея опыта работы, я понимал, что трудовую жизнь мне нужно начинать с небольшой компании, которая бы меня научила основам продаж.
Такая фирма подвернулась быстро: небольшая конторка со штатом в 10 человек, которая продавала то ли щебенку, то ли галоши — они сами толком не могли разобраться. Рекрутер очень красочно расписал мне условия труда: стабильная зарплата, молодой дружный коллектив, возможность карьерного роста и прочее. Я решил попробовать. Средний возраст "молодого дружного коллектива" оказался около 40 лет, задачи, которые мне было велено выполнять, сильно отличались от рассказанного эйчаром, но наибольшее удивление вызвала зарплата. Оказалось, что для получения заработной платы, указанной в объявлении, нужно выполнять какие-то абсолютно безумные нормативы и планы, и в итоге мой реальный доход составил лишь 60% от указанной суммы. Спустя два месяца я уволился и устроился на другую работу. Но и в этой компании меня ждало примерно то же самое: я проработал в ней всего 1,5 месяца. И только третий работодатель смог предложить мне нормальные условия труда, которые соответствовали заявленным требованиям. К слову сказать, в этой компании я работаю уже 4,5 года».
Пример Леонида — далеко не единственный. Довольно часто работодатели серьезно приукрашивают условия труда в компании: тесный офис становится уютным, 10-часовое рабство превращается в гибкий график, а белым в зарплате оказывается только конверт, в котором ее принесли. Уже в первые дни новый работник обнаружит все эти несоответствия и вряд ли он захочет в дальнейшем сотрудничать с компанией, знакомство с которой началось с обмана.
В погоне за золотым тельцом
И все же, главной причиной частой смены работы в России является отнюдь не конфликтность работника, не его склонность к переменам или желание овладеть новой должностью на новом месте. Большинству специалистов было бы гораздо удобнее трудиться 5, 10 или 20 лет в одной компании, работая в слаженном коллективе, отношения в котором уже давно переросли из деловых в дружеские.
Но один фактор не позволяет сотруднику оставаться на одном и том же рабочем месте — деньги.
Именно неудовлетворенность заработной платой является причиной № 1 большинства увольнений. Далеко не в каждой организации проводится регулярная индексация выплат, которая позволяет работнику получать зарплату, релевантную уровню инфляции и его потребностям.
В большинстве же компаний сотрудник может прийти на работу на определенную ставку, проработать в этой должности пару лет, в несколько раз увеличить свой функционал и уволиться, имея при этом точно такой же уровень зарплаты.
Вообще зарплатный вопрос всегда являлся краеугольным камнем как для российских работодателей, так и для соискателей. Мнение работников предельно простое: нам платят мало денег. 61% пользователей портала Rabota.ru признался в невысоком уровне заработной платы.
При этом, доказывая свое плачевное материальное состояние, сотрудники указывают в сторону западных стран, где рядовые бюргеры катаются на машинах, которые у нас считаются роскошью, где на одну зарплату специалиста можно прокормить не только себя, но и семью с одним ребенком.
А в это же время, по данным портала Rabota.ru, 40% россиян вынуждены активно подрабатывать на стороне.
У работодателей же по поводу денежных отношений своя точка зрения: большинство из них полагает, что зарплаты сотрудников и так высоки.
Подтверждая свою правоту, они так же, как и соискатели, показывают пальцем на Запад, мол, производительность труда в России намного ниже, чем у европейцев, и оказываются правы.
Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, представители любой из стран «Большой семерки» работают в 2,5 раза эффективнее россиян.
Значит, по логике работодателей, наши работники и получать должны в несколько раз меньше западных коллег.
Но если показатели эффективности являются для российских компаний путеводной звездой, то об уровне оснащенности рабочих мест, об активности внедрения новых методик и об уровне организации самой работы они предпочитают умалчивать.
В то же время за 1,5-2 года в жизни сотрудника обычно происходят какие-либо события, требующие серьезных финансовых вложений. Свадьба, рождение ребенка, покупка нового автомобиля, получение ипотечного кредита — все эти поводы требуют дополнительных средств, которые не всегда получается добыть.
Идти с протянутой рукой к начальнику за прибавкой у нас в стране не принято: ждать милости со стороны руководства можно до второго пришествия, а возможность подработки есть далеко не у всех. Остается один единственный вариант — попытать счастья в другой компании, где, возможно, ваши таланты будут оценены по достоинству.
«Летун»? Давай, до свидания!
В большинстве случаев уход с одного места на другое — не случайная прихоть сотрудника, а инстинкт самосохранения. Изматывающая, нудная, вредная для нервной системы работа в соковыжималке: нужно быть мазохистом, чтобы посвятить ей свою жизнь.
Жалко, что в трудовой книжке нет графы «Условия труда», а как было бы здорово!
«Работал 6 месяцев по 14 часов в сутки, в том числе по праздникам и выходным, при этом не получал положенную компенсацию» или «В течение 3-х месяцев пытался работать за 10-летним компьютером. Не смог добиться поставленного результата», или
«В течение 2,5 месяцев мужественно держал оборону от 5 сотрудниц-мегер. Пал».
Но пока что такой графы нет, поэтому вместо сочувственных взглядов от рекрутера соискателю приходится довольствоваться его холодными комментариями и говорить неправду на вопрос «Почему так часто меняете место работы?». А врать, скорее всего, придется, потому что, если сказать правду, рекрутер непременно интерпретирует это по-своему.
Не смогли трудиться в склочном коллективе — вы конфликтный человек.
Уволились из-за постоянных штрафов и задержек зарплаты — вы меркантильны и вам нужны только деньги.
Не справились с двумя сотнями задач, которые на вас повесили в течение трех дней — у вас все плохо с тайм-менеджментом.
Однако работодателей тоже можно понять: сложно поверить соискателю, который разглагольствует о профессиональном и кадровом росте, но сам при этом не проработал на одном месте больше полутора лет.
«Любой руководитель стремится к стабильности, — говорит Светлана Петрова.
— Мало кто захочет вкладывать силы и средства в обучение сотрудника, у которого в планах искать новое место работы уже в ближайшее время.
Работодатели обычно рассматривают кандидатов, которые готовы полностью погрузиться в бизнес компании, в ее корпоративную культуру, у которых есть желание привнести что-то свое в развитие организации».
И тем не менее эксперты говорят, что даже «летуну» со стажем можно найти работу.
«Иногда компании делают исключения для редких специалистов, — комментирует Светлана Петрова, — Кроме того, в некоторых сферах и специальностях относительно частая смена места работы — вполне нормальное явление.
Это касается в первую очередь представителей творческих специальностей, которые часто работают в формате проектов. Также частая смена места работы свойственна молодым сотрудникам, которые только начинают свой карьерный путь, пытаясь найти свое место в выбранной сфере деятельности».
Немногие сотрудники, подобно лермонтовскому паруснику, постоянно нуждаются в буре и в переменах.
Все же большинство работников мечтает о стабильности и готово работать в одной компании пять и даже десять лет.
И для этого им требуется не так уж и много: достойная зарплата, соблюдение ТК и минимальное уважение работодателя.
Автор: Алексей Киндялов
Комментарии
Значит они не смогли организовать производственный процесс, создать оптимальную систему мотивации, морально психологический климат и много другое.
Обвинение работников в низкой эффективности труда - оправдывает собственную управленческую не дееспособность и оправдать низкие зарплаты.
Специалистов знающих конкретное производство на рукоодящих должностях нет.
Частный собственник имеет целью только извлечение прибыли.
Специального образования нет, опыта руководящей работы нет
Откуда высокая производительность труда.?
Отсутствие желания работать на организацию процесса , по причине что у топ менеджеров и так высокие зарплаты за счёт невысоких зарплат у рядовых сотрудников. Одних расслабляет , а у других нет стимула и в довесок они ограничены в возможностях.