Нефтяная мифология - взгляд из Израиля

 
Нефтяная мифология
 

А то, что хорошо для китайской экономики - не совсем хорошо для США. Кто главный пострадавший? Конечно, Россия. Поскольку падение цен на энергоресурсы накладывается и на другие тяжелые экономические проблемы, добавляется к санкциям и прочим радостям, которые обычно сопутствуют имперскому «вставанию с колен». Кроме того, большинство нефтедобычи в России зиждется на месторождениях, открытых давным-давно. Начиная с семидесятых годов прошлого века Россия нефтеразведкой серьезно не занимается. И нефтяные компании, и государство, и олигархи, и чиновники ведут себя подобно временщикам, которые просто «сидят на трубе». 

Поговорим о международном падении цен на нефть, мифах и эйфории, которые связаны с этим процессом. 

Один миф, который развеялся, как сон и утренний туман, на наших глазах, связан с утверждением, которое вслед за Путиным часто повторялся в рунете.

Считалось, что ниже $80 нефть не пойдет, поскольку бюджеты Саудовской Аравии и прочих нефтеторговцев сверстаны именно под эту цену. Эту выдумку своих консультантов Владимир Путин пересказал в октябре на Миланском саммите. Он же сказал, что если цена нефть упадет, то «все производство рухнет». Но не надо путать собственные убытки с апокалипсисом. И даже Путину от этого тезиса пришлось отказаться. 

Другой цикл мифов крутится вокруг возможных ответов на вопрос: «Зачем ОПЕК снижает цены на нефть? Чего они хотят добиться?» 

Первый ответ, который сразу же приходит в голову (по исторической аналогии): они хотят добиться развала России. Ведь именно падение цен на нефть было очень важным фактором (если верить Гайдару - ГЛАВНЫМ) в развале СССР. Теперь якобы американцы снова договорились с саудовцами и наказывают Россию, которая, как известно, «встает с колен» (любимая поза кремлевских пропагандистов), за «Крым-наш» и прочие геополитические шалости. Те, кто утверждают подобное, как-то забывают, что у арабских стран есть свои интересы. И организованное нефтедобывающими державами падение цен в восьмидесятых - было ответом на вторжение в Афганистан

Другой вариант ответа: понимая, что очень близка «альтернатива нефти» - ОПЕК хочет продать как можно больше своей нефти по пока еще достаточно высокой (хотя и уже падающей) цене. 

Сейчас мировая экономика уже пользуется предоставленным ей шансом и наполняет стратегические резервы нефти, в основном закупая ее в странах Ближнего Востока. 

«Бюджетный» аргумент, согласно которому бюджеты Саудовской Аравии и прочих нефтеторговцев сверстаны именно под более высокую цену - просто курьезен.

Бюджеты нефтяных монархий не Коран. Можно и переписать.

Третий ответ, который сейчас постоянно транслируется: потому как это выгодно американцам с их сланцевой революцией… Это уже полный бред. 

Эпоха низких цен на нефть началась благодаря сланцевой революции в США. Еще в 2010 году добыча нефти не классическим способом, а получением с помощью технологии высокого давления из глубоко залегающих каменных пластов, составляла в США только 1 миллион баррелей в день. Сегодня добыча сланцевой нефти составляет 4 миллиона. Это соответствует появлению нового производителя нефти, который по объему добычи соответствует Ираку и Катару. Но это совсем не означает, что сланцевым бизнесам выгодно падение цен.

Тут следует помнить, что добыча сланцевой нефти дороже, чем традиционной. Поэтому США невыгодны низкие цены на нефть. В случае значительного падения цен на нефть, бум сланцевой нефти в США может значительно замедлиться, или вообще прекратиться. 

Кроме того, очень затратные проекты, например, на шельфе Бразилии или на нефтеносных песках глубокого залегания в Канаде, теперь могут стать абсолютно нерентабельными. 

Что добивается ОПЕК? Саудовская Аравия и Кувейт начали то, что экономист Филипп Верлегер назвал «ценовой войной по необходимости». Эта война направлена на сохранение их доли рынка и на принуждение производителей в США заморозить некоторые существующие проекты и не делать новые сланцевые инвестиции. Они рассчитывают, что низкими ценами остановят рост таких проектов, как глубоководная добыча и, возможно, сланцевые технологии. При цене ниже 70 долларов за баррель в пределах полугода возможно перестанет существовать почти половина таких проектов. 

Министр нефтедобывающей отрасли Саудовской Аравии Али ан-Нуайми, исполняющий обязанности руководителя ОПЕК, терпеливо объяснил остальным членам организации, что сокращение объема добыч не снимет угрозу роста предложений. Поэтому ОПЕК заинтересован в падении цен, которое не добавляет рентабельности проектам добычи сланцевой нефти в США и бьет по намерениям американских нефтедобытчикиков еще больше увеличить объемы поставок на нефтяной рынок.