Сто деревянных за презренный бакс?..

Российский манифест
 
Свежие записи
Курс доллара в 2015 году — 100 рублей. Или 1 рубль после деноминации

Декабрь 8, 2014 | Filed under: Uncategorized and tagged with: бизнес, девальвация рубля, деловая активность, деноминация, доллар, инфляция, курс доллара, курсы валют, налоги, предприниматель, российский бизнес, рубль, цена нефти, Центробанк, чиновник, экономика

курс валюты обменник

Рис 1. Такие курсы валют мы должны были увидеть еще в 2001 году

Посчитать реальный курс доллара в рублях на конец 2014 года просто, если известны ежегодные цифры инфляции рубля и доллара. Главное — правильно взять точку отсчета. Думаю, это должен быть 2000-й год. Кризис 1998 года к этому времени уже «устаканился», девальвация рубля прекратилась. И с другой стороны — цена на нефть в 16 долларов за баррель в 1999 году не давала российскому правительству возможностей серьезно спорить с реальным соотношением валют. А вот начиная с 2000 года нефть начинает расти и в дальнейшем уже не опускается ниже 30 долларов за баррель.

Цена нефти

Рис 2 Цена нефти

За 2000-й год Центробанк увеличил объем своих валютных резервов на 186,9%, соответственно появились реальные ресурсы для поддержки рубля. Итак, берем за точку отсчета 2000 год, к началу которого доллар стоил 27 рублей.

Курс доллара в рублях по годам

Рис 3 Курс доллара

Мы видим, что рубль и доллар все эти 15 лет обесценивались по-разному. Официальная инфляция рубля в среднем на 9% выше официальной инфляции доллара.

Инфляция доллара

Рис 4 Инфляция доллара

Инфляция рубля

Рис 5 Инфляция рубля

Обесценивание рубля и доллара

Рис 6 Обесценивание рубля и доллара

За 2000 год инфляция «отъела» от рубля 20%, от доллара – 3,4%.

Таким образом, рубль реально обесценился по отношению к доллару на 16,6% (20% рублевой инфляции минус 3,4% долларовой) и на обменниках россияне должны были в конце 2000 года увидеть не 28, а 31,5 рубля за доллар. Неожиданный прилив нефтедолларов позволил Центробанку сдерживать падение рубля. И так далее — каждый год кошелек россиянина «худел» в среднем на 9% и все это видели, приходя в магазины, глядя на ценники. Каждый год рубль как инструмент российского предпринимателя «ржавел» в среднем на 9% по сравнению с долларом как инструментом американского предпринимателя. Его внешний вид удавалось замазывать дорогой нефтью, но полноценным инструментом расчетов, полностью конвертируемой валютой рубль так и не стал.

Каждый может сам посчитать по годам, используя данные из таблиц. Реальная цена доллара в рублях за 2001 год – это реальная цена доллара 2000-го года 31,5 рубля, умноженная на разницу инфляции между рублем и долларом — учитывая, что это разница в процентах. В 2001 получилось 31,5 х 1,16 = 36,5 рублей за доллар (1,16 – это 16%, разницы инфляции российского рубля 18,8% и доллара 2,8%). В 2002 году мы получаем реальный курс 41,45 рубля за доллар, в 2003-м 45,5 – и так далее, пока в итоге не приходим к выводу, что в конце 2014 года доллар должен стоить 94 рубля.

(За 2014 год нет окончательных данных по доллару и нет еще данных за декабрь по рублю. Для расчета взято 9% инфляции по рублю и 2% — по доллару)

Каждый год все 15 лет накапливалось несоответствие между реальным курсом валют и регулируемым, «подкрученным» чиновниками Центробанка. Накапливалось, как снег в будущей снежной лавине. Почему так долго эта лавина не падала и могла ли продержаться еще? Очевидно, что Центробанк на это надеялся. Потому что нефть росла в цене и росла деловая активность в российской экономике. Не все нефтедоллары складывались в кубышку на «черный день», часть можно было пускать на поддержку рубля. А наблюдая активность бизнеса, рост ВВП и падение рублевой инфляции, можно было надеяться, что со временем «инфляционный навес» рассосется. Все было действительно небезнадежно, пока не упала деловая активность российского бизнеса и не рухнула цена нефти.

Сдерживая падение рубля, Центробанк таким образом пытался сдержать инфляции. То есть как ребенок, боролся не с морозом, а с градусником. Бороться с инфляцией по-настоящему — по-взрослому, а не по-детски — можно только поднимая экономику. То есть снижая налоги и не мешая бизнесу работать, сажать не предпринимателей, а тех, кто их «кошмарит». Экономикой должны управлять предприниматели, а не чиновники Центробанка. Но отложим этот более важный, а поэтому более длинный и подробный разговор.

Как быстро мы увидим 100 рублей за доллар – в 2015-м году или чуть позже, зависит от желания Центробанка тратить накопленные резервы на поддержку национальной валюты. А это желание быстро заканчивается — надеяться на рост цены нефти не приходится, она будет падать еще долго.

Представьте на табло обменников цифры 100 рублей 10 копеек за доллар и 120 рублей 20 копеек за евро. Представить это невозможно, так как все табло в России – четырехзначные.

Дополнительные расходы на замену навесного оборудования над всеми отделениями банков и обменниками вряд ли понравятся банкирам. А еще меньше такая «инновация» понравится российской власти – выглядеть пятизначные цифры будут совсем уже безоговорочной капитуляцией перед Западом. Но утереть нос США и Евросоюзу можно – проведя деноминацию рубля, убрав один или два нуля. Депутаты Госдумы уже заговорили о спасительной деноминации, а из уст первого заместителя председателя комитета по региональной политике Романа Худякова прозвучала итоговая цифра — 1 рубль за доллар.

P.S. Аналогичный расчет провел Алексей Михайлов на Slon.ru в статье «Послание рубля президенту России» и получил итоговый результат 73 рубля за доллар в конце года. При этом исходные данные были взяты из некого «калькулятора инфляции Slon». Мой подход более консервативный – все цифры из официальных источников, например, та же инфляция рубля рассчитывалась на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.

Поэтому 94 рубля за доллар в конце 2014 года можно назвать не просто реальным, но и официальным курсом. Долго скрывать его от большого количества людей не получится даже у Центробанка.