Штыров сохранил «Алросу» для России

Книга Вячеслава Штырова АлросаОб авторе, гражданине и патриоте России, и его книге

 

Вышла в свет книга легендарного в своей отрасли человека, масштабная деятельность которого в алмазодобывающей промышленности носит его имя – «штыровский» период.

Вячеслав Штыров собрал в сборнике статьи, доклады, выступления и интервью под общим названием «Алроса». Знающим людям имя одной из крупнейших государственных алмазодобывающих компаний в России скажет многое…

Проблемы промышленной добычи алмазов, их сбыта и переработки, рационального использования национальных природных ресурсов существовали в едином СССР, но сильно обострились при развале Союза. Об этом интервью, взятое В. Гончаровым для «Российской газеты» у В. Штырова ещё в 1998 году. «Алмазы России: кто богатеет на них?» — вопрос поставлен остро и необычайно ясно для «мутных» ельцинских времен. Штыров – известный промышленник-государственник даёт точный анализ сложившейся на тот период ситуации в отрасли. Один из примеров: специальная ценовая политика СССР работала на освоение новых северных территорий. Якутия оставалась при всех её природных сложностях привлекательным регионом, но в период безвременья 1992-1998 угольная и золотодобывающая промышленность из-за чехарды цен на энергоносители перестали приносить прибыль. Якутия, вносившая в бюджет страны весомый процент, становится дотационной. Весь Север России постепенно теряет промышленный потенциал.

Настойчиво и упрямо В. Штыров говорит об этом и анализирует предполагаемые и существующие риски в алмазодобывающей отрасли. Он четко обозначает государственную и промышленную выгоду в отрасли. Штыров — за сложившуюся одноканальную систему сбыта, пусть это и ЦСО ТНК Де Бирса, потому что только так можно было удержать монопольно высокие цены на алмазы, и при высоких издержках добычи не потерять прибыль.

Либерализация экономики в 1992-1993 гг. привлекла в Россию бельгийский, американский, израильский капиталы и сломала стройную одноканальную систему. Алмазы потекли из России, минуя бюджет страны, РФ становилась реэкспортёром… Ужас, да и только.

С болью подчеркивает автор «Алросы», как обрушивали цены на мировом рынке на российские алмазы пришлые инвесторы. Через систему Де Бирс в год продавалось алмазов на 5 миллиардов долларов, при неконтролируемых каналах ещё на миллиард. Это 1995 год! Фактически, открытые с помощью иностранного капитала совместные предприятия, обворовывали страну.

Компания «Алмазы-России-Саха» (Алроса) в 1998 году оставалась на 77% государственной, приватизировать её было вожделенной мечтой многих финансово-промышленных групп, т.к. «Алроса» — крупнейший производитель необработанных алмазов в мире. Штыров сохранил «Алросу» для России…

Значение «алмазной схватки» и победы в ней осознаёшь только теперь. Бриллиантовая карусель с лукавыми СП начала приостанавливаться после принятия федеральных законов о драгоценных металлах и камнях. А пробить неповоротливость законотворцев было делом нелёгким. Невероятное предательство интересов страны — потрясает… Вот эпизод: 82% действующих и потенциальных запасов алмазов находится в республике Саха, но алмазы есть и в Архангельской области. Разработка архангельских алмазов достается компании «Уралалмаз», а в результате манипуляций с ценными бумагами 53% акции через посредников скупает ТНК Де Бирс! Приехали. А вот Штыров в 90-е добивается невероятного — «Алроса» начинает разработки в Африке, вотчине ТНК Де Бирс.

Резюме. Когда одни растаскивали страну и распродавали, В. А. Штыров работал и созидал, боролся с чванливыми чиновниками, стремился сохранить научную базу отрасли, добивался скорейшего принятия законов, регламентирующих работу в промышленной добыче, стоял на страже интересов Российского Севера.

 

Лариса Бутова