Никакого “газового” договора с Турцией не существует
На модерации
Отложенный
Последние новости с газового фронта были бы смешными, если бы не были такими грустными.
Как известно, мы в последнее время совершили два крупных геополитических прорыва – в Китае и совсем недавно в Турции.
И вот что там происходит.
Министр энергетики Турции Танер Йылдыз на следующий день после объявления договоренностей Путина и Эрдогана по новому газопроводу в Турцию (источник):
“Нет никакой газовой сделки с русскими. Мы подписали только протокол о намерениях обсудить новый газопровод, но никаких соглашений.
Нам также не нравится скидка, которую предложил Путин [6% к цене поставляемого в Турцию газа] - нам нужна не скидка, а лучшая цена.”
Читай: турки все поняли про слабость позиции “Газпрома” в связи с “Южным потоком” и начали давить в полную силу, ничего конкретного не подписано, Турцию не устраивает даже предложенная Путиным скидка в 6% к стоимости российского газа (а это уменьшение российских доходов от продаж в Турцию почти на $700 млн в год), они будут добиваться дальнейшего снижения цен на российский газ. Выкручивать нам руки, учитывая слабое положение “Газпрома”.
Сюжет номер два – Китай. Вслед за недалеким газпромовским чиновником, проговорившимся, что объемы поставок газа в Китай по подписанному в мае “контракту века” будут сильно ниже громогласно объявленных 38 млрд кубометров в год, и впоследствии уволенным, нашелся еще один – замминистра по развитию Дальнего Востока Олег Скуфинский (уже уволен или еще нет, не знаю) публично признался: цена поставок газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» снизилась из-за падающих цен на нефть.
Потому что нет никакой “фиксированной цены газа в $350, $370 или сколько там долларов за тысячу кубометров по китайскому контракту: цена привязана к нефти, которая падает.
По оценкам на тот момент (середина ноября), ожидаемые доходы по китайскому газовому контракту могли снизиться на $80–100 млрд с объявленных $400 млрд. В тот момент нефть Brent стоила $80, сейчас – $65. Ожидаемые доходы по “китайскому контракту века” стремительно обесцениваются.
В общем, отлично продали газ и в Китай, и в Турцию.
Напоминает старый грустный анекдот про бизнес по-русски – купили партию водки по 10 рублей за бутылку, продали по 20, на вырученную прибыль купили водки по 30 рублей и выпили.
На закуску: вчера, думаю, многие видели широко растиражированные заголовки о том, что Болгария якобы запросила обратно “Южный поток”, заявила о поддержке этого проекта, и так далее.
Ну и с соответствующими злорадными комментариями всяких прокремлевских экспертов, интернет-ботов и т.д.
А вот что на самом деле сказал вчера новый болгарский премьер Бойко Борисов, выступая в болгарском парламенте (оригинал):
“Мы поддерживаем проект “Южный поток”, но только при условии соблюдения европейских правил.
Пока мы не получили никаких официальных разъяснений новой позиции российской стороны.
Много шума про “потери” Болгарии от отказа от газопровода, но из тех документов, которые я получил, видно, что нет ни долгосрочного контракта на транспортировку газа, ни вообще финансовой модели проекта, так что оценить “потери” Болгарии невозможно.
Проект контракта на транспортировку, представленный “Газпром экспортом”, прямо нарушает нормы законодательства ЕС, а также предполагает крайне низкую доходность от проекта для болгарского акционера (Bulgarian Energy Holding, BEH) – внутренняя норма доходности всего в 4,25% в течение ближайших 15 лет, когда предполагается платить оператору газопровода по болгарской территории крайне низкий тариф, чтобы окупить затраты “Газпрома”, а после 25 лет эксплуатации предполагается вообще нулевая прибыль или убыток.
Оцениваемые дивиденды BEH от проекта – всего 65 млн евро в год в 2023-2040 гг. (до 2023 г. вообще не предполагается получать дивидендов), налоговые доходы в 2016-2040 гг. – 31 млн евро.
На таких условиях, как вы понимаете, практически невозможно привлечь внешнее финансирование для проекта.
Я думаю, эти цифры говорят сами за себя, чтобы прекратить спекуляции по поводу “потерянных доходов” Болгарии от проекта.” (с) Бойко Борисов, премьер Болгарии.
Прокремлевские новостные агентства и комментаторы в России и за рубежом, естественно, взяли только фразу “Мы поддерживаем “Южный поток”.
Ну и Путин, конечно, красавец заливать про “потерянные выгоды Болгарии” и ее “поруганный суверенитет”.
Владимир Милов
Комментарии