Как дешевая нефть ударит по США

На модерации Отложенный

Снижая цены, ближневосточные производители ослабляют сланцевый бум

 

Нефть дешевеет и, очевидно, будет дальше дешеветь. В России распространена теория заговора: якобы американцы договорились с арабскими шейхами, чтобы с помощью низких цен поставить Россию на колени. На самом деле Саудовская Аравия и другие нефтяные монархии борются не против России, а за свои интересы на мировом рынке нефти. Которые никак не совпадают с интересами США.

 

 

Не успели мировые рынки переварить отказ ОПЕК ограничить добычу нефти — что могло бы поднять ее цену, — как ведущий нефтедобытчик Саудовская Аравия объявила о снижении январских цен на свою нефть в Америке и Азии. Это закрепляет долгосрочную ценовую тенденцию на мировом рынке.

Зачем это нужно нефтяным шейхам? Затем, говорят аналитики, чтобы заставить американских и канадских производителей уменьшить количество добываемой сланцевой нефти. Быстрый рост ее добычи — одна из главных причин дешевизны «черного золота»: на международном рынке образовалось избыточное предложение нефти, которое усугубляет сокращение спроса в результате спада глобальной экономики. Япония — в рецессии, Европа — на грани рецессии, Китай резко замедлил темпы роста — фактически, кроме США и Великобритании, почти не осталось светлых пятен на экономической карте мира.

Халява радует не всех

Канадская газета The Globe and Mail пишет, что падение цен на нефть радует большинство канадцев, для которых подешевели бензин и мазут для отопления домов; но в нефтедобывающей провинции Альберта настроение скорее минорное — там от низких цен пострадают и «нефтянка», и региональная экономика в целом.

Аналогичная история — и в районах нефтедобычи в США. Себестоимость сланцевой нефти для многих нефтедобывающих компаний находится в районе $80 за баррель, и упорное стремление цен вниз от этой отметки ставит под вопрос рентабельность производства. В штатах Северная Дакота, Техас, Оклахома и других, где за последние годы вокруг нефтедобычи выросла целая сопутствующая экономика (нефтяников надо обеспечивать жильем, лечить, кормить, поить, развлекать и т.д.), некоторые нефтедобывающие компании сокращают число скважин, чтобы не оказаться в убытке. В ноябре по сравнению с октябрем было выдано на 40% (!) меньше разрешений на бурение новых скважин.

Читайте материал: "Голикова оценила потери России от падения нефти и рубля в 300 миллиардов"

В течение последних четырех лет средняя цена барреля нефти не опускалась ниже $96, и это внушало людям, кто ехал работать в районы нефтяного бума, уверенность в завтрашнем дне. Но из-за низких цен на нефть уверенности становится меньше. Особенно когда представители ведущих нефтяных компаний — BP, Chevron, Shell — сообщают о своем намерении сократить инвестиции в освоение новых месторождений.

Правда, не все эксперты считают, что цены на нефть будут падать и дальше. Газета The Washington Post приводит мнение Томаса Дрисколла из банка Barclays, согласно которому цены постепенно стабилизируются на уровне $75–80 за баррель. Этот эксперт полагает, что добыча американской сланцевой нефти будет расти чуть более медленными темпами, но расти все равно будет — если только цена на баррель нефти не упадет уж совсем низко. Где предел падения? Сказать с уверенностью никто не может, но аналитики говорят о возможности сползания нефтяных цен до отметки $60 за баррель и даже ниже.

Нет худа без добра — и наоборот

Некоторые специалисты придерживаются точки зрения, что небольшое замедление нефтедобычи в Северной Америке будет иметь положительные последствия. В районах сланцевой нефтедобычи развитие инфраструктуры и сферы услуг не поспевает за быстрым ростом нефтяной промышленности, которому сопутствуют расширение экономической активности в целом и увеличение населения. Да и сама «нефтянка» испытывает недостаток в людях и оборудовании — настолько быстро в последние годы растет нефтедобыча.

По словам Бена Шеппарда из Ассоциации нефтяной промышленности Пермского бассейна (он охватывает часть территории штатов Техас и Нью-Мексико), «небольшое замедление даст всем передышку, и это совсем неплохо. Наша отрасль слишком долго находится в состоянии перегрева».

Значит, в любом случае проблем у американцев нет? Отнюдь. Большая проблема регионов сланцевой нефтедобычи — охрана окружающей среды. Каждая техногенная авария (а они неизбежно случаются) грозит перерасти в катастрофу. Так, 30 декабря 2013 года в штате Северная Дакота сошел с рельсов, столкнувшись с другим составом, товарный поезд полуторакилометровой длины, состоявший из нефтеналивных цистерн. Гигантский пожар возник вблизи поселка Кассельтон, где проживало 2400 человек.

Последствия ликвидируют до сих пор. А незадолго до этого, в сентябре 2013 года, был разлив нефти рядом c другим населенным пунктом в том же штате — поселком Тайога, где живет около 1300 человек.

В этом году жители Северной Дакоты обнаружили несколько нелегальных свалок, куда нефтяники сбрасывали отработанные мешки от нефтяных фильтров (в просторечии — «использованные презервативы нефтянки»). Это — совсем не безобидные отходы, т.к. они содержат радиацию, извлеченную с глубоких горизонтов.

В общем, если раньше, как пишет The New York Times, Северная Дакота была патриархальной сельской местностью, то сейчас там полным ходом идет индустриальное развитие с сопутствующими ему проблемами — экологическими, демографическими и т.д. Местное население лишь в незначительной мере пытается противостоять натиску «нефтянки», под которым трещит весь традиционный уклад жизни людей. Парадоксально, но оппозиция «фрэкингу» (горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта. — И.Б.) в Северной Дакоте гораздо слабее, чем в других штатах, где сланцевой нефти добывают меньше или не добывают вообще. Нефтяные компании пользуются этим и бурят напропалую...

Читайте материал: "Курс доллара при поддержке нефти бодро превысил 54 рубля"

Более того, нефтяники нередко переходят в контратаку: например, в 2011 году одна нефтяная компания, как пишет The New York Times, возбудила иск против трех активистов природоохранного движения, которые пытались задокументировать последствия разлива соляного раствора, используемого для закачивания в пласт. Их обвинили в незаконном проникновении на чужую территорию. Хорошо, что судья, к которому попало это дело, классифицировал иск как попытку заткнуть рот людям и отказался его рассматривать.

Цены могут упасть еще ниже

Но у «нефтянки» много денег для ведения судебных тяжб, и вдобавок суды нередко бывают к ним благосклонны. В той же Северной Дакоте окружная федеральная прокуратура уже давно пытается заставить нефтедобытчиков накрывать решетками сливные ямы, в которые попадают охраняемые специальным законом перелетные птицы. Пока успехи законников на этом поприще невелики: три компании откупились во внесудебном порядке, остальные ведут затяжные бои в судах, исход которых предсказать трудно. Компании предпочитают платить штрафы, когда их ловят за руку: это дешевле, чем закрывать решетками ямы...

Сейчас, когда прибыли нефтедобывающих компаний стали сокращаться в результате удешевления нефти, они едва ли станут более сговорчивыми в плане расходования денег на природоохранные мероприятия. А зарубежные конкуренты американских нефтедобытчиков — те же арабские шейхи из стран ОПЕК — наблюдают за всем этим, что называется, «с чувством глубокого удовлетворения». Имея мощные финансовые резервы (по данным агентства Reuters, у ближневосточных членов ОПЕК они составляют $2,5 трлн), они готовы потерпеть низкие цены и год, и два, чтобы американцы немножко умерили темпы роста нефтедобычи, а цены на мировом рынке стабилизировались — желательно где-то в районе $80 за баррель.

Но, как отмечает Reuters, то, что устраивает Саудовскую Аравию, Бахрейн, ОАЭ и Кувейт, не устраивает Россию, Венесуэлу и Нигерию: бюджеты этих стран сверстаны из расчета $90 и выше за баррель нефти. А зависят они от нефти самым решающим образом (российский бюджет — наполовину). Reuters ссылается на главу «Роснефти» Игоря Сечина, который сказал о возможности одностороннего сокращения нефтедобычи РФ на 200–300 тыс. баррелей в день. Но такой шаг не решил бы проблемы глобальной дешевизны нефти и вдобавок сократил бы валютные поступления в испытывающую трудности российскую казну.

Что впереди? Возможно, еще более низкие цены на нефть. Бывший глава минфина США Лэрри Саммерс напоминает, что в Америке последние 40 лет (со времен арабского нефтяного эмбарго) действует запрет на экспорт нефти-сырца. В условиях растущего избытка собственной нефти этот запрет может быть отменен — нефтяное лобби с каждым днем усиливает давление на Белый дом, пытаясь добиться этой цели. Если это состоится, мировые цены на нефть просядут еще ниже.

Что может резко толкнуть цены вверх? Только катастрофа, затрагивающая одну из ключевых нефтедобывающих стран, говорят американские эксперты. Один из них даже побоялся выступить под собственным именем, сказав вашему корреспонденту: «Если Россия хочет увидеть высокие цены на нефть, пусть пожелает удачи «Исламскому государству Ирака и Леванта» — чтобы оно захватило не только Сирию и Ирак, но заодно и Саудовскую Аравию».

Такого пожелания это «государство» вряд ли дождется от какого-либо государства без кавычек.

Нью-Йорк.

Илья Бараникас